В фойе Ломоносовского ДК расположились деревянные макеты исторических строений, автором которых является реквизитор учреждения Виктор Кочегаров, создающий их в свободное от работы время.
Всего на данный момент в рамках проекта «Деревянное наследие Архангельска» представлено 7 макетов, исполненных с исторической точностью и авторской скрупулезностью. Но уже в скором времени выставка пополнится ещё несколькими экспонатами — знаменитым домом Сутягина, домом Двойниковой и Народными домом императора Петра I.
Важно,
что в дополнение к макетам, которые так
интересно рассматривать, изучая
мельчайшие детали, предоставлена
подробная информация, раскрывающая
историю создания и дальнейшего
существования каждого объекта.
Особенную ценность представляют, конечно, макеты строений, которых уже нет на улицах города, но в таком мини-варианте они сохранены. Так, например, здесь можно познакомиться с особняком Беляевского, невероятным домом-двоцом, о разработке которого заказчик говорил: «Сделайте что-нибудь оригинальное. Если будет не очень похоже на дом, не страшно…». К сожалению, особняк сгорел в 1973 году.
Немало
уже разрушенных зданий сохранено и на
выставке художницы Юлии Воронцовой
«Деревянная трагедия» в Доме коммерческого
собрания.
Однако
подход автора совсем другой — показать
архангельские дома не в их исторической
достоверности, а скорее в образном
исполнении, как живых существ со своим
внутренним миром и состоянием. Гуашь,
природные материалы, подручные элементы,
а также богатая фантазия и интерес к
истории — всё это создаёт особый мир
деревянного Архангельска, как параллельную
реальность, в которую попадаешь на
выставке.
Среди экспонатов есть как варианты, исполненные максимально близко к оригиналу, так и творческие фантазийные «гибриды». Например, один из домов на Ленинградском проспекте разрушен уже настолько, что художница изобразила его как сущность, которая вот-вот «убежит» на своих ногах (очевидно, в вечность). Как живое существо представлен и остров Кего, сосредоточившийся в центре огромной рыбы. А дом на Ломоносова, 27, который то и когда-то «латали» досками, вызвал у автора ассоциацию с лоскутным шитьём, что и представлено на одной из работ.
Несмотря
на то, что выставки очень разные, они
решают общую задачу, а именно знакомят
жителей и гостей Архангельска с
исторической архитектурой города. Но
кроме этого, авторы — каждый по-своему
— предлагают поразмышлять о времени и
ценности исторического наследия. Тем
более что когда-то Архангельск являлся
крупнейшим в мире массивом деревянной
архитектуры.
Елена Попова
Фото автора