25.10.2024 12:30

Сразу две выставки, посвящённые деревянной архитектуре Архангельска, проходят в столице Поморья

Несмотря на общую тему, экспозиции очень разные по формату и наполнению

В фойе Ломоносовского ДК расположились деревянные макеты исторических строений, автором которых является реквизитор учреждения Виктор Кочегаров, создающий их в свободное от работы время.

Всего на данный момент в рамках проекта «Деревянное наследие Архангельска» представлено 7 макетов, исполненных с исторической точностью и авторской скрупулезностью. Но уже в скором времени выставка пополнится ещё несколькими экспонатами — знаменитым домом Сутягина, домом Двойниковой и Народными домом императора Петра I.

Важно, что в дополнение к макетам, которые так интересно рассматривать, изучая мельчайшие детали, предоставлена подробная информация, раскрывающая историю создания и дальнейшего существования каждого объекта.

Особенную ценность представляют, конечно, макеты строений, которых уже нет на улицах города, но в таком мини-варианте они сохранены. Так, например, здесь можно познакомиться с особняком Беляевского, невероятным домом-двоцом, о разработке которого заказчик говорил: «Сделайте что-нибудь оригинальное. Если будет не очень похоже на дом, не страшно…». К сожалению, особняк сгорел в 1973 году.

Немало уже разрушенных зданий сохранено и на выставке художницы Юлии Воронцовой «Деревянная трагедия» в Доме коммерческого собрания.

Однако подход автора совсем другой — показать архангельские дома не в их исторической достоверности, а скорее в образном исполнении, как живых существ со своим внутренним миром и состоянием. Гуашь, природные материалы, подручные элементы, а также богатая фантазия и интерес к истории — всё это создаёт особый мир деревянного Архангельска, как параллельную реальность, в которую попадаешь на выставке.

Среди экспонатов есть как варианты, исполненные максимально близко к оригиналу, так и творческие фантазийные «гибриды». Например, один из домов на Ленинградском проспекте разрушен уже настолько, что художница изобразила его как сущность, которая вот-вот «убежит» на своих ногах (очевидно, в вечность). Как живое существо представлен и остров Кего, сосредоточившийся в центре огромной рыбы. А дом на Ломоносова, 27, который то и когда-то «латали» досками, вызвал у автора ассоциацию с лоскутным шитьём, что и представлено на одной из работ.

Несмотря на то, что выставки очень разные, они решают общую задачу, а именно знакомят жителей и гостей Архангельска с исторической архитектурой города. Но кроме этого, авторы — каждый по-своему — предлагают поразмышлять о времени и ценности исторического наследия. Тем более что когда-то Архангельск являлся крупнейшим в мире массивом деревянной архитектуры.


Елена Попова

Фото автора

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.