В Архангельске завершились гастроли Курского драматического театра

В театре идёт 233‑й сезон, но в родных стенах он пока не открыт ввиду ограничений на массовые мероприятия
Фото: Елена Ирха
Фото: Елена Ирха

О гастролях, репертуаре и зрителях мы поговорили с Ольгой Люстик, помощником художественного руководителя Курского драмтеатра, и актёрами театра — заслуженной артисткой России Еленой Гордеевой, Михаилом Тюленёвым и Еленой Цымбал.

— Гастроли сейчас для нас — как глоток свежего воздуха, — говорит Ольга Люстик. — Объясню, как складывается день людей театра в Курске: день разгружаем фуры с гуманитарной помощью, фасуем, раздаём, развозим по адресам, работаем волонтёрами в пунктах временного размещения, а вечером актёры репетируют или выходят на камерную сцену, где идут спектакли для пятидесяти зрителей. Но артистам необходимо творчески развиваться, и нынешние гастроли тому способствуют: новая площадка, новый зритель.

— После Архангельска гастроли будут продолжаться?

— Да, по городам средней полосы. Надо сказать, что многие театры идут нам навстречу, предоставляя площадки для проведения спектаклей.

– Судя по представленным спектаклям, ваш театр — приверженец классического репертуара…

— Да, чем я лично горжусь. Наш художественный руководитель Юрий Валерьевич Бурэ, народный артист России, режиссёр и педагог — тоже, здесь наши вкусы с ним совпали полностью.

— Что, совсем никаких экспериментальных постановок?

— Самый экспериментальный формат в нашем театре — это читки. Мы поддерживаем наших современных драматургов-курян, если они готовы подстраиваться под наш театр. У нас, к слову, жёсткая цензура, и, как я понимаю теперь, это хорошо. Никаких голых тел или нецензурной лексики на сцене. Театр должен быть праздником для зрителя, театр существует для радости, а не для того, чтобы вызвать культурный шок.

— Как отбирали спектакли для гастролей?

— Старались вывезти всю труппу и технические службы. В Курске осталась только администрация театра — охранять наше здание, которое находится прямо в центре города.

— У вас есть «хиты» репертуара?

— В среднем новый спектакль идёт пять сезонов. Был, правда, «Дикарь» по пьесе Касона, который не сходил со сцены 30 лет, даже в книгу рекордов России попал. Каждый месяц был аншлаг, на нём выросли все наши театралы. Из нынешних долгожителей — «Портрет Дориана Грея», который идёт более десяти лет и тоже при аншлагах.

— В условиях ограничения есть ли возможность готовить премьеры?

— Сейчас репетируем на камерной сцене «Руслана и Людмилу» Пушкина и современную пьесу «Ненормальная» Надежды Птушкиной. Очень надеемся, что к новогодним праздникам разрешат проводить ёлки для детей.

Разговор продолжили актёры театра.

Елена Гордеева как режиссёр представила на суд архангельских зрителей свой спектакль «Барышня-крестьянка», в котором занята и в качестве актрисы — в роли горничной Насти. Всего, по словам Елены Викторовны, в Курском театре она поставила восемь спектаклей.

— Что труднее — быть актёром или режиссёром? — переспросила Елена Гордеева. — Ни одна работа не даётся легко. У актрисы это одни страхи и недовольства собой, у режиссёра — другие. Не навязываю никому свою точку зрения, но актёр — это женская профессия, её суть — нравиться, а режиссёр — мужская, он организатор пространства, вдохновитель, руководитель.

Я себя стала реализовывать как режиссёр именно в Курском драмтеатре, до него двадцать лет служила в Нижнетагильском драматическом театре. В чём особенность курской труппы? В том, что она семейная в лучшем смысле этого слова. Много семейных пар в театре, в труппе — доброжелательность и поддержка друг друга. Конечно, и в семье бывают разлады, однако если есть любовь — всё получается…

Семейная пара Михаил Тюленёв и Елена Цымбал — ведущие актёры Курского театра драмы, их архангелогородцы могли видеть почти во всех гастрольных спектаклях. Как выяснилось, именно Михаил занят в главной роли в спектакле, который пользуется большим успехом у курских зрителей, — «Портрет Дориана Грея». Правда, в Архангельск спектакль не привезли — он сложный в техническом отношении.

— В нашем здании сцена немного поменьше, но мы успеваем обследовать новую для нас сцену, так сказать, «географию», проверить актёрские входы-выходы, — сказал актёр на вопрос об отличиях сцены. — Приятно, что на сцене архангельского театра есть подзвучка, я считаю, что в курском театре акустика хуже. Ещё на спектаклях в новом зале мы всегда подсаживаем своих, чтобы проверить звук в зале в разных местах. В плане техники архангельский зал нам понравился.

— Как нас принимали архангельские зрители? Очень тепло, — считает Елена Цымбал. — На первом же спектакле по дыханию зрителей я поняла, что мы подружимся…

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ИРХА