«Архангельск нам не чужой»
Жительница Суджи Виктория Куликова вот уже два месяца как находится в Архангельске. Она приехала вместе с мужем и братом, надеясь начать на севере жизнь сызнова. Мы сидим в одной из комнат «Родника», и Виктория Викторовна рассказывает, как их принимает Архангельск.
— Я сама со средней полосы, муж тоже, но Архангельск нам не чужой, — рассказывает Виктория Викторовна. — В молодости я приехала сюда работать, мой Анатолий — служить, здесь мы познакомились и прожили девятнадцать лет, пока врачи не посоветовали мне сменить климат. Тогда мы и оказались в Судже. Но в Архангельске у нас остались две взрослые дочери и сестра мужа. Поэтому куда уезжать — не раздумывали. Дети нас поддержали — и тем не менее, если честно, когда они купили нам билеты в Архангельск, мы запаниковали! Мы с мужем — пенсионеры, а брат имеет инвалидность и требует ухода, в Судже он проживал с нами. Как мы устроимся в Архангельске, мы понятия не имели…
Но помощь, по словам Виктории Викторовны, стала приходить ещё по дороге в Архангельск.
— Подъезжаем к Коноше — ночь, и вдруг кто‑то звонит на мобильный, — вспоминает суджанка. — Номер неизвестный. Женский голос. «Выйдете на перрон, я вам вещи передам».
На перроне Виктория Викторовна успела спросить только имя у незнакомки — Елена. В пакетах, которые та передала, оказались продукты и, что особенно удивило семью, спортивные костюмы и обувь всем троим по размеру. Позже Виктория Викторовна узнала, что помощь оказали члены добровольческой группы «Вместе мы — сила» деревни Пономаревской Коношского района, а незнакомка на перроне оказалась организатором этой группы Еленой Николаевной Романцевой. Выяснилось, что, пока Куликовы были в пути, одна из родственниц, бежавшая из Суджи незадолго до их отъезда и добравшаяся до Архангельска раньше, написала в сети пост с просьбой помочь семье, в силу обстоятельств оказавшейся в дороге без одежды по сезону, — и неравнодушные из Пономаревской откликнулись. Буквально в течение суток они сумели собрать необходимое и доставить к составу.
— Мы этим людям очень благодарны, потому что эта помощь нас так выручила в тот момент! Буквально было в чём выйти на перрон в Архангельске! — говорит Виктория Викторовна. — Дело в том, что мы оказались в поезде совсем в летнем. Убегали, когда у нас было 32 градуса тепла.
«Нас ждали»
Ещё один приятный сюрприз ждал семью по приезде. Так как Виктория Викторовна очень переживала, как они разместятся втроём у родных, её родственница стала наводить справки, где в Архангельске временно принимают беженцев, — и, пока Куликовы были в поезде, вышла на «Родник».
— Когда поезд подошёл к Архангельску, в «Роднике» нас уже ждали, — рассказывает Виктория Куликова. — На перроне нас встретила Галина Владимировна Томилова, начальник отдела управления социального развития министерства труда, занятости и соцразвития Архангельской области. Она приехала на своей машине, загрузила наши небогатые пожитки и отвезла нас в реабилитационный центр. А в «Роднике», спасибо директору Наталье Викторовне Никифоровой, уже была подготовлена для нас комната, и даже кровати застелены — нас поразила эта маленькая вроде бы деталь. Видно было, что люди подумали о том, что мы приедем вымотанные. А состояние у нас от стресса было тяжёлое.
Кстати, родственница Виктории Викторовны — та, которая наводила справки, — тоже вскоре переселилась в «Родник», чтобы не стеснять близких. Сейчас она восстанавливается после операции на сердце. Длительное время операцию вынужденно откладывали, а в Архангельске вмешательство удалось сделать в кратчайшие сроки в Архангельской областной больнице.
Получить выплаты
— Мы были приятно удивлены, когда к нам началось «паломничество», — говорит Виктория Викторовна. — Первым пришёл соцфонд, замначальника отдела организации отдела клиентской службы Анастасия Андреевна Ухова. У нас как раз была непонятная ситуация с выплатами… При этом первая выплата — 15 тысяч — идёт по линии МЧС, а вторая — 10 тысяч — как раз через соцфонд.
Говоря о выплатах, Виктория Викторовна поздразумевает выплаты гражданам, вынужденно покинувшим приграничные территории.
По её словам, она, её муж и брат подали заявления на эти выплаты и открыли банковские счета для них ещё в Курске. Но уехали в Архангельск, не успев узнать, одобрена ли им эта денежная поддержка. А потом не удавалось войти через мобильные на «Госуслуги» и узнать, принято ли по выплатам положительное решение.
Помочь семье взялись сразу в нескольких областных инстанциях: разбирались с доступом к «Госуслугам», а параллельно связывались с Курской областью и наводили справки на счёт выплат. Быстрее всех выяснить, почему деньги не пришли, удалось специалисту миграционной службы Ларисе Анатольевне Мальцевой.
— Благодаря ей мы узнали, что в выплате мне отказано. Сыграло, как оказалось, стечение обстоятельств. Ко времени, когда наши заявления на выплаты рассматривали, мужа и брата успели зарегистрировать как беженцев, а меня — ещё нет, — поясняет Виктория Викторовна. — Поэтому муж и брат деньги получили, а я нет. Но оказалось, что мне достаточно заново подать заявление. Я подала его утром — а вечером уже пришла выплата.
С вниманием и сочувствием
Особенно тронуло Викторию Викторовну, что предлагающие помощь, являясь представителями разного рода официальных служб, отнеслись к ним с искренним вниманием и сочувствием. Многие, по её словам, продолжают поддерживать связь и оказывать помощь уже лично. Есть среди них и представители федеральной миграционной службы, и сотрудники регионального управления следственного комитета, и соцфонда. А региональный уполномоченный по правам человека Любовь Викторовна Анисимова, навестив Куликовых, помогает сейчас с получением компенсации за утраченный дом.
— Вообще, куда бы я ни обратилась, все очень близко к сердцу принимают нашу ситуацию, — говорит Виктория Викторовна. — Большую поддержку, в том числе и материальную, нам оказала Общественная палата Архангельской области. В офисе Сбербанка на Галушина заведующая Виктория Фёдоровна Морозова звонила в Курск, пытаясь выяснить, что у меня с выплатами, а затем они всем отделением оказали нашей семье и другим беженцам материальную и вещевую помощь.
Навестил беженцев «Родника» и настоятель храма Святой Матроны Московской на Московском проспекте иерей Александр Григорьев.
— Отец Александр поговорил с нами, провёл молебен, пригласил в храм, а потом рассказал о нас прихожанам, и люди откликнулись, не зная нас, не видя — собрали деньги, приносили одежду. И прихожанам, и батюшке большое спасибо! — говорит Виктория Викторовна.
А ещё, по её словам, среди помогающих много молодёжи.
— Я думала, что в наш век люди как‑то больше в своей скорлупе. Особенно, казалось мне, это касается молодёжи. А тут молодые настолько прониклись нашей проблемой. Сотрудница соцфонда Анастасия Андреевна, когда сидела рядом и слушала нашу историю, всё приглаживала меня как ребёнка: «Не волнуйтесь! Всё будет хорошо!» Это такая поддержка.
«Знаем — мы не одни»
— А ещё был звонок — представились «с прокуратуры». Я сначала вся подобралась. Раньше никогда не доводилось иметь дело с прокуратурой, и было такое стереотипное представление об этой структуре, — вспоминает Виктория Викторовна.
По её словам, теперь стереотипы в прошлом.
— Звонила Римма Владимировна Полосина, старший помощник прокурора Архангельска, которая всегда теперь со мной на связи, — рассказывает Виктория Викторовна. — Сказала, что готова оказывать любую помощь, которая нам понадобится. Я, конечно, понимаю, что предложить мне помощь для многих из этих людей — это долг службы. Но когда человек продолжает быть на связи — это уже личное участие в нашей беде.
Помогают беженцам и обычные горожане.
— Позвонила женщина, представилась Натальей. Рассказала, что пенсионерка, но очень хочет помочь, попросила номер счёта. Или вот позвонил мужчина, представился Андреем, предложил купить обувь на зиму — и купил нам каждому по паре обуви. А сколько было людей, которые передавали вещевую помощь анонимно! — отмечает Виктория Викторовна. — И ведь кто мы всем этим людям? Они не знают нас, даже не видели никогда. И вот это ободряющее «не переживайте!» для меня очень важно. Не переживать, конечно, не получается, но оттого, что ты не один, что тебе готовы помочь, на душе становится так тепло!