Дело было летом 1944 года, когда ещё вовсю шли кровопролитные бои и страна несла миллионные человеческие потери. Для поддержки женщин и выхода из демографического кризиса требовались срочные меры. Женщин решили поддержать на правительственном уровне.
Награждались разными степенями медалей женщины, родившие и воспитавшие пять и более детей. Высшую степень отличия — орден «Мать-героиня» — получали женщины с десятью и более детьми. Причём учитывались и законно усыновлённые, а также погибшие или пропавшие без вести при выполнении воинского долга. Бездетные граждане и малосемейные с одним-двумя детьми облагались налогом.
«Правда Севера» откликнулась материалом на первой полосе от 11 июля 1944 года «Забота социалистического государства о матерях и детях», потеснив сводки «От Советского информбюро»:
«Охраняя интересы матери и ребёнка, Советское государство всегда оказывало большую материальную помощь беременным женщинам и матерям на содержание и воспитание детей. Теперь, во время войны, когда для многих семей возникают более значительные материальные затруднения, Советское правительство находит возможным обеспечить дальнейшее расширение государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям».
В следующем номере газеты пошли первые отклики в статье «Обсуждают новый указ»: «По радио принесло весть о новом указе в родильный дом имени Самойловой. Врач Марголис, фельдшер Морозова, медсестра Логинова стали разъяснять женщинам в палате новый указ. Завязалась тёплая оживлённая беседа. Женщины рассказывали о своих семьях, о уже выросших детях, которые сражаются за Родину, а также высказывали слова благодарности горячо любимой Родине за проявленную заботу.
Работники ряда детских консультаций города также побывали на квартирах у матерей и провели десятки индивидуальных бесед по разъяснению нового указа».
Корреспондент Шестаков побывал в детском садике морского пароходства и убедился, сколь хорошо там заботятся о детях, у которых большинство отцов — на фронте. «В конце дня за своими тремя детьми пришла бухгалтер заготконторы товарищ Шошина. У неё пять детей, муж погиб на фронте.
– За ребят я спокойна, — говорит Шошина. — я стараюсь всю свою силу отдавать работе. Правительство так заботится о нас, многосемейных. Слышала я по радио указ, каждое его слово говорит о заботе, о помощи нашего правительства советской женщине-матери» («ПС» от 16 июля 1944 года).
В августе стали печатать портреты многодетных матерей-кандидаток на медали и ордена. Например, сестёр Коткиных из Ненецкого национального округа. Евдокия Дмитриевна — мать одиннадцати детей, Елизавета Дмитриевна — девятерых.
«Евдокия Дмитриевна певучим мезенским говорком поведала, как растрогала её забота правительства о многодетных семьях. Она горячо любит детей. С особой любовью вспоминает своего старшего сына Павла. Он пулемётчик, сражается против ненавистных врагов…»
Другая многодетная женщина — Александра Кузнецова, колхозница сельхозартели «Ленинец» в заметке «Счастье матери» рассказала о том, как тяжело ей жилось в «старое время» и как хорошо — в советском колхозе. Но суть не в этом: она родила и воспитала вместе с мужем девять детей, один сын вернулся с фронта по ранению, двое ещё на фронте, один сын работает в колхозе, двое — в школе, двое — в яслях, где её дочка работает няней. «Благодарю партию и правительство за великую заботу о материнстве и детстве. Самую горячую благодарность передаю великому вождю и полководцу Иосифу Виссарионовичу Сталину за нашу счастливую жизнь».
Таких писем в газете было опубликовано много. Все они написаны от души, ну, разве подкорректированы в редакции. Люди торопились рассказать о своём личном, которое вдруг стало важным в жизни государства — о прекрасных любящих женщинах и их достойных детях, о мужьях-фронтовиках, которых очень ждали дома.
В газете стали появляться тёплые очерки, рассказывающие о семьях, о разных жизненных ситуациях. А такие материалы всегда находят отклик в душах читателей и по сей день.
В обзоре писем в редакцию «Забота о семьях фронтовиков — половина заботы о Красной армии» от 20 октября 1944 года напечатали строчки из письма Пелагеи Перфильевой из Исакогорского района: «Тяжёлое горе постигло мою семью. Погиб на фронте мой муж. Я осталась с пятью малолетними детьми. Не успели мы опомниться, как от искры паровоза сгорел наш дом. В старое время пришлось бы по миру пойти. Но теперь я не почувствовала себя одинокой. Мою семью окружили вниманием и заботой. Сельсовет оказал мне большую помощь продуктами питания и одеждой. В соседней деревне для нас отремонтировали пустующий дом и подвезли дрова…»
Правда, бывали и другие примеры, когда к просьбам многосемейных женщин, чьи мужья сражались на фронте, относились с равнодушием или вовсе не отвечали. Об этом тоже написано в обзоре писем. В те времена с «пропечатыванием» в газете было строго: могли нерадивого руководителя и с работы снять, и под суд отдать.
В другом обзоре писем «Забота о матерях и детях — важнейшее дело» тему продолжили. Но как тогда нелегко жилось людям, можно судить по одному письму-жалобе: «На станции Бакарица для отоваривания карточек беременным женщинам и многодетным матерям отведён магазин № 7, но, несмотря на наличие в нём продуктов, отоваривает магазин очень плохо, отделываются обещаниями, мол, приходите завтра, ждите… Между тем у многих за прошлые месяцы часть продуктов по вине этого магазина так и осталась неполученной…» («ПС» от 23 декабря).
Обсуждалась и деликатная тема, о которой и сейчас спорят. «Тёмная сторона» жизни тогдашних женщин нашла отражение в материале «За производство абортов — тюремное заключение» в номере за 5 августа. Причём осуждались не только «гинекологи», но и женщины, пришедшие на «процедуру». Судя по заметке, незаконные аборты делались на квартирах варварским способом, причём бывало, что женщины умирали. «Прокуратурой Первомайского района города Архангельска за последнее время привлечён к уголовной ответственности и осуждён ряд лиц за производство незаконных абортов…»
В октябре начали печатать указы о первых награждённых многодетных матерях. Кто были эти женщины? Домашние хозяйки, колхозницы, работница столовой… Обычные женщины. Но сколько они вложили вроде бы неприметного труда, терпения, самоотдачи и огромной любви в воспитание своих детей, которые выросли достойными людьми общества. Причём в самые нелёгкие годы в истории нашей страны. Разве это не подвиг?..
От редакции: в современной России отмечается не только День матери в ноябре, но также отдаётся дань уважения отцам. С 2021 года День отца отмечается в третье воскресенье октября.
Газету «Правда Севера» за 1944 год листала Елена ИРХА
При подготовке материала использован сайт областной библиотеки имени Добролюбова