Год назад в этот день она ушла из жизни, но навсегда осталась народным поэтом в памяти земляков, а также людей ей незнакомых, но воспринявших сердцем её поэзию.
Так получилось,
что снимки, сделанные мною в её родной
деревне Артемьевской, оказались
последними в её жизни в родных краях.
Датированы они 13 августа 2022 года. Тогда
в Верхней Тойме проходил Фокинский
фестиваль. Ольга Александровна накануне
своего 85‑летия приехала в родные
края.
О моей встрече
с Ольгой Александровной договорился
её племянник Василий Фокин, в то время
– директор Верхнетоемского краеведческого
музея, сейчас он работает в Кирилло-Белозерском
музее-заповеднике Вологодской области.
Тогда
волновалась – удастся ли поговорить с
Ольгой Александровной по‑хорошему?
Ведь она устала с дороги, да и годы
сказываются…
В принципе,
мы были с ней знакомы, я встречала её на
железнодорожном перроне в один из её
приездов в Архангельск, брала интервью.
Тогда поинтересовалась – как она
доехала? Она ответила, что всю дорогу
ни о чём не думала, а только смотрела в
окно – это же родные края!
Её привязанность
к малой родине была всеобъемлющей. Уже
во время этой встречи, в 2022 году, Ольга
Александровна подписала мне свой
последний сборник с названием «Будни
и бредни». Первое стихотворение в нём
начинается так:
«И не из
дворян я, и не из бар,
Из вовсе
других социальных сфер!
В Москве у
меня был
Тверской
бульвар,
А в Вологде
есть мой
Октябрьский
сквер.
А в далях
архангельских, за Двиной,
Вдоль
Содонги-речки – мои луга!
И лес за
лугами – сплошной стеной
Шумит, и
растёт, и цветёт века!»
Кто ещё может
так сказать? Одновременно и о сиюминутном,
и о вечном? И так просто…
Ольга
Александровна встретила нас радушно.
Похоже, она в самом деле была рада
поговорить. Разговор длился около трёх
часов. Начался он в доме, где останавливалась
Ольга Александровна, когда приезжала
в родные места. Как она сказала, это
чужой дом, его купили, чтобы было где
жить. А второй дом стоит на месте, где
стоял родительский – это новодел. Но
Ольга Александровна относилась к нему
как к некой святыне. Во всяком случае
так она сказала, когда мы отправились
с ней в тот дом. И стало понятно – он
своеобразный мемориал. Это дань памяти
не только её семье, но и деревне в целом,
которая пережила столько страданий,
что нет им меры…
Интервью с
Ольгой Александровной было опубликовано
в «Правде Севера», в номере за 31 августа
2022 года.
А сегодня
мне бы хотелось поговорить о том, что
поражает в её жизненном и творческом
пути.
Она родилась
в довоенное и благополучное время, как
она вспоминает, пила чай из блюдечка и
носила красное платье в горошек. Но
война меняет всё. Девочка, которую так
любили в семье, – первая, ведь до этого
рождались сыновья, – вынуждена была
просить милостыню, когда умер отец,
вернувшийся с войны в 1943 году. Как ей
это было тяжело, она отразила в стихах:
«Я криком
кричала, молчанье храня:
Подайте, коль
можете, ради меня
И ради
братишек, таких же, как я! –
И руку
выпрастывала из тряпья».
Эта девочка
впоследствии стала лауреатом
Государственной премии и многих других
престижных наград, а песни на её стихи
пела вся страна.
Удивительное
было время! Послевоенное, ещё тяжёлое.
Ольга Фокина для поступления выбирает
архангельское медучилище только потому,
что там не надо было приносить в общежитие
свою простыню. А она её вообще не видела
– семья спала на соломе, как она
рассказывала. Потом она публикует два
стихотворения в областной молодёжной
газете «Северный комсомолец». И это
меняет её жизнь – сразу же её приглашают
на заседания в Архангельское областное
отделение Союза писателей СССР. Правда,
там у неё возникли сложности, а впоследствии
Союз писателей не дал ей рекомендацию
для поступления в Архангельский
пединститут.
Ольга Фокина
едет работать фельдшером в Верхнетоемский
район, в лесопункт Ягрыш. Как она потом
скажет – это было к лучшему. Стихи к ней
приходят, по её словам, сами собой. Она
их записывает на оборотной стороне
горчичников или рецептов. К тому же они
были согреты первой любовью, которую,
впрочем, она пронесла через всю жизнь.
Фельдшер
Ольга Фокина посылает свои стихи в
Литературный институт. Стихи сельской
девочки настолько поразили членов
комиссии, что они заподозрили её в
подражательстве Марине Цветаевой, о
которой она даже не слышала. Виктор
Боков, тогда уже известный поэт, член
приёмной комиссии Литинститута, посылает
Ольге Фокиной номер журнала «Москва»
с подборкой своих стихотворений с
надписью: «Ольге Фокиной с любовью к её
стихам».
И она поступает
в Литературный институт на очное
отделение вне конкурса.
В 1963 году её
стихотворение «Черёмуха» было опубликовано
на первой полосе газеты «Правда». Об
этом событии Ольга Александровна
вспоминает следующим образом:
– Тогда же
проходило Всесоюзное совещание молодых
писателей. Открывая его, первый секретарь
ЦК комсомола Павлов с трибуны стал
перечислять участников совещания. Начал
он так: «К нам приехала Ольга Фокина,
фельдшер из Архангельской области».
Но в то время
она уже окончила Литинститут, и у неё
вышел первый сборник «Сыр-бор». После
совещания весь его тираж был раскуплен.
И так получилось, что свою первую книгу
Ольга Александровна купила из‑под
полы…
Благодаря
этому сборнику стихов её приняли в Союз
писателей СССР, хотя обычно принимали,
когда у писателя выходило не менее трёх
книг. Она узнала об этом, находясь в
«Артеке», куда молодую поэтессу пригласили
на встречу с участниками смены. А побывать
в этом лагере была её давняя мечта.
Ольга Фокина
стала настолько ярким событием своего
времени, что вошла в фильм Марлена
Хуциева «Застава Ильича», который вышел
1965 году, а снимать его начали в 1959‑м.
Впоследствии фильм стал по‑настоящему
культовым, эталонным. В нём нет ни одной
случайной реплики, ни одной случайной
сцены.
Спросила
Ольгу Александровну: как она восприняла
такое признание? Она ответила, что тогда
все искали её первый сборник, она решила,
что это просто отражение действительности,
не более того…
Предисловие
к её первому сборнику «Сыр-бор» написал
«волшебник русского слова» Борис Шергин.
Там есть такие слова: «Стихи Ольги
Фокиной – это весенний цвет. Должно
ждать творческого лета, доброплодного,
ягодного».
Ольга
Александровна встречалась с Борисом
Шергиным, который жил в Москве в
коммунальной квартире. Она вспоминает,
что, услышав её северный говор, он
заплакал. По её словам, для неё это была
очень эмоциональная встреча.
Не менее
эмоциональной встречей была для поэтессы
и встреча с Фёдором Александровичем
Абрамовым, которая случилась на шестом
съезде писателей СССР в 1976 году. Ольга
Александровна рассказывала, что ждала
любимого писателя в перерыве, очень
волновалась.
– Я читала
все его книги, их выход был для меня
праздником. Первым прочитала роман
«Братья и сёстры» в конце пятидесятых.
Там всё было понятно мне и созвучно моим
чувствам и мыслям. Поэтому встреча с
Фёдором Александровичем вызывала
столько волнений.
Но волнения
были напрасными. Фёдор Абрамов очень
тепло поговорил с талантливой землячкой,
а потом вспоминал, что встреча с ней
была самым ярким событием на съезде.
Если вернуться
к её учёбе в Литературном институте, то
он дал поэтессе из архангельской глубинки
возможность общения с известными
писателями – Львом Ошаниным, Евгением
Долматовским, Сергеем Смирновым, Михаилом
Светловым, Михаилом Шолоховым, Виктором
Астафьевым. В институте Ольга Александровна
также познакомилась с Николаем Рубцовым,
Сергеем Викуловым, Василием Беловым, с
ними потом состояла в одной писательской
организации.
После окончания
института Ольгу Фокину оставили работать
в Москве, в издательстве «Советская
Россия». Но, по её словам, вскоре она
поняла, что это не её. Написала письмо
Ивану Полуянову, с которым была знакома
по Архангельской писательской организации,
в котором сообщила, что хотела бы
вернуться в Архангельск. А он в это время
переехал в Вологду, где писательскую
организацию возглавил Сергей Викулов,
там были нужны свежие силы. В конечном
итоге Ольга Фокина оказалась в Вологде.
Но, по её
словам, Архангельская область всегда
была её любимой родиной. И особенно –
родная деревня Артемьевская, с которой
она простилась в августе 2022 года…
Светлана ЛОЙЧЕНКО
Фото автора