Курортные побратимы
Старая Русса — малый город в Новгородской области, находится на расстоянии в сто километров от Великого Новгорода. В городе живёт порядка тридцати тысяч человек. Но в истории страны он занимает далеко не малое место — многие о нём слышали в связи с различными историческими событиями, будь то времена Новгородского государства, Московского царства или трагических событий Великой Отечественной войны. Он также известен и своим курортом, который находится в черте города.
В прошедшие выходные в Старой Руссе как раз и закрывали курортный сезон — именно так — не туристический, а курортный. По этому случаю многие горожане облачились в наряды позапрошлого века — на улицах можно было встретить людей во фраках, дам, что называется, «в кринолинах», а также бравых гусар. В своё время, а курорт был основан в 1828 году, представители этих сословий поправляли здоровье на старорусских водах.
Правда, поначалу это был дорогой курорт, потому что вода, которую здесь нашли, оказалась слишком солёной для лечебных целей. Её использовали для солеварения, на этом промысле город и поднялся. Но потом, со временем, для того чтобы варить соль, раствор стал слишком слабым, а для того чтобы лечить больных, слишком насыщенным. Поэтому воду для лечения привозили с европейских курортов.
А благодаря доктору Фёдору Гаазу, первооткрывателю кавказских минеральных источников, который оказался в Старой Руссе, курорт получил новый импульс к развитию. Здесь обнаружили подходящие для лечения источники воды. Вдохновлённый этими открытиями доктор задумал сделать его доступным для лечения и представителей низших сословий, которые не могут себе позволить поехать поправлять здоровье на воды в Европу.
И в 1834 году первыми пациентами обновлённого курорта стали солдаты, нуждающиеся в лечении после ранений и болезней. Для них был построен бассейн, в котором грязелечебные ванны могли принимать одновременно сто человек. Это был, как бы сейчас сказали, «эконом-класс» лечебных процедур, но эффект от них был тот же, что и от процедур в дорогих отдельных ваннах. Многие солдаты кардинально поправили своё здоровье. И курорт обрёл популярность.
На курорт стали приезжать известные люди. Самым известным, конечно, был писатель Фёдор Достоевский, а ещё на здешней сцене начинала играть Вера Комиссаржевская, впоследствии знаменитая актриса, а также многие состоятельные пациенты, в основном из Санкт-Петербурга и Москвы.
Мы гуляли по великолепному парку, который принадлежит курорту, любовались незамерзающим фонтаном, ведь он солёный и, кстати, самый мощный из подобных в Европе — вода в нём бьёт из глубины 118 метров, дивились уткам, которые прекрасно живут в солёном и тоже незамерзающем озере… Слушали истории про соляной промысел, который дал городу состояние.
И невольно возникала мысль: это очень напоминает другой город. Какой? Конечно, Сольвычегодск! У этих городов разная история и разные судьбы, но очень много общего. И промыслительно, что именно Старой Руссе Сольвычегодск передал титул столицы историко-туристического проекта «Серебряное ожерелье России».
Торжественная церемония передачи символа столицы прошла на международной выставке-форуме «Россия» 22 мая нынешнего года. Тогда символ столицы «Серебряного ожерелья России» главе Старорусского района Елене Комаровой передала глава Котласского округа Татьяна Сергеева. Татьяна Валентиновна была гостем и этого события, которое проходило в городе, который теперь уже можно назвать неформальным побратимом Сольвычегодска.
Отдать долги «недолюбленным городам»
В Старой Руссе к закрытию курортного сезона, а также к Дню туризма был приурочен форум Ассоциации СМИ Северо-Запада. Здесь стоит коротко пояснить, какую роль играет АСМИ в продвижении проекта «Серебряное ожерелье России».
Проекту более десяти лет, но первое время он не находил своей ниши в туристической индустрии Северо-Запада, потом развитие проекта замедлила пандемия по коронавирусу. Ему требовалось новое дыхание. Перемены начались, когда проект стала курировать Любовь Совершаева, заместитель полномочного представителя президента РФ в Северо-Западном федеральном округе. И для продвижения проекта она привлекла АСМИ Северо-Запада.
Такая перезагрузка проекта произошла в 2021 году, и с того времени при участии АСМИ были созданы различные формы продвижения проекта. Одна из самых значимых — медиаэкспедиция, в её состав вошли журналисты из телевизионных и печатных СМИ регионов, которые входят в «Серебряное ожерелье». По результатам этой экспедиции были созданы фильм и справочник — на прошлых форумах их представлял Кирилл Смирнов, куратор проекта, редактор газеты «Петербургский дневник». На нынешнем форуме он рассказал, что издание подготовило серию комиксов, посвящённых «Серебряному ожерелью».
Многие идеи по развитию этого межрегионального туристического проекта рождались во время малых форумов АСМИ, проходивших в Усть-Цильме Коми Республики и в Сольвычегодске, которые исполняли роль столицы «Северного ожерелья».
Любовь Павловна Совершаева, выступая на нынешнем форуме АСМИ в Старой Руссе, подчеркнула, что такого системного туристического проекта, как «Северное ожерелье», нет больше ни в одном федеральном округе страны. И большую роль в этом сыграла Ассоциация АСМИ, благодаря которой проект успешно продвигается.
В частности, на прошлом форуме обсуждали тему — какими критериями стоит руководствоваться, присваивая городу или селу этот статус?
— Благодаря предложениям, которые тогда прозвучали, — подчеркнула Любовь Павловна, — нам удалось выработать чёткие критерии, и по ним теперь мы определяем столицу проекта «Северное ожерелье».
Эти правила понятны и прозрачны — город или село должны иметь глубокие исторические корни, сохранять традиции в сегодняшнем дне — в ремёслах, художественном творчестве. Но при этом, по словам Любови Павловны, город должен развиваться, сохраняя историческое лицо, становиться современным и удобным для жизни людей.
— Будет хорошо жителям, будет хорошо и туристам, — сказала она, — и тут мы не можем обойтись без поддержки губернаторов, об этом надо сказать честно.
И привела в пример поддержку преобразований в Сольвычегодске, которые были необходимы, когда город обрёл статус столицы «Северного ожерелья», губернатором Архангельской области Александром Цыбульским.
— От такого сотрудничества муниципальной власти, местного населения и областной власти, прежде всего в лице губернатора, зависит успех проекта, — подчеркнула она. — Сольвычегодск — наглядный пример этого. Мы видим, что город меняется в лучшую сторону, в результате увеличилось число его гостей.
Об этом также говорила и глава Котласского округа Татьяна Сергеева.
— Благодаря тому что Сольвычегодск стал столицей «Северного ожерелья» и благодаря поддержке губернатора Александра Цыбульского, жизнь в маленьком городке за эти два года очень изменилась, — сказала Татьяна Валентиновна.
По её словам, произошло не только обновление городской инфраструктуры, но и ремонт санатория, в котором здоровье поправляют и взрослые, и дети.
— Город ожил, — продолжила глава Котласского округа, — люди поняли, что в малом городе можно жить, создавать семьи, рожать и воспитывать детей.
Таким образом недолюбленные, как часто о них говорят, малые города обретают новый статус — они могут почувствовать себя столицами, им уделяется внимание, у них есть перспективы.
На нынешнем форуме речь шла о том, чтобы найти способ закрепить за городами, которые исполняли роль столицы «Северного ожерелья», этот статус и на будущее.
Об этом, кстати, говорил и губернатор Александр Цыбульский во время передачи статуса столицы проекта от Сольвычегодска Старой Руссе. Тогда он сказал:
— Мы для себя решили так: если уж однажды Сольвычегодск стал столицей «Серебряного ожерелья России», то этот статус остаётся за ним навсегда. Просто таких столиц на Русском Севере становится с каждым годом всё больше.
И такие города уже не будут чувствовать себя недолюбленными и недооценёнными. Так же как и их жители…
«Дом, в котором мы находимся…»
Старая Русса — место, где хочется счастья. Тихого, спокойного, без страстей и потрясений. Такое семейное счастье здесь нашёл великий русский писатель Фёдор Достоевский. (Как его имя используют для продвижения города, это отдельный разговор.)
Достоевский пережил много страстей, включая реальный риск сесть за долги в тюрьму, а также страсть к игре. Можно сказать, что Старая Русса его излечила, здесь он работал над романами «Бесы» и «Подросток». А дом, в котором он жил в Старой Руссе с семьёй, узнаваем в романе «Братья Карамазовы».
Этот дом сохранился, сейчас в нём музей Достоевского. По нему нам экскурсию провёл Сергей Шараков, ведущий научный сотрудник музея, доктор филологических наук. Это была блестящая лекция, благодаря которой за короткое время мы узнали что‑то важное и существенное о Фёдоре Михайловиче. И это не просто новая информация — по сути, его биография известна. Сергею Леонидовичу удалось из периода пребывания писателя в Старой Руссе сделать отдельную историю о писателе, которая неразрывно связана с героями его произведений. И каким‑то неуловимым образом с нашим временем. Его лекция заканчивалась так: «Я вам напомню, что действие романа „Братья Карамазовы“ происходит в доме, в котором мы сейчас находимся. Это дом главы семейства Карамазовых — помещика, циника, развратника Фёдора Павловича Карамазова. Вот из этого дома Фёдор Михайлович прочерчивал движение героев романа по городу, набрасывал сюжетные линии — если мы посмотрим в окно, то увидим высокий забор, который в роковую ночь, когда убивают Фёдора Павловича, перелезает его старший сын Дмитрий к красавице Грушеньке, а здесь стоит банька, где родился незаконный сын Фёдора Павловича, слуга Смердяков, который убьёт своего отца. Но это уже начинается карамазовская история…»
Эти события происходили в городе под названием Скотопригоньевск, где обитали герои романа «Братья Карамазовы». Но это не вымышленное название города, как иногда пишут в справочной литературе, а одно из наименований Старой Руссы — на её центральную площадь пригоняли скот, в частности коней, и торговали им, от этого и пошло такое название города.
И получается, что один и тот же дом стоит одновременно и в Старой Руссе — он до сих пор «принадлежит» Фёдору Михайловичу Достоевскому, где он счастлив со своей семьёй, — но также и в Скотопригоньевске, где кипят греховные страсти, линии которых прочертил сам Достоевский. Вот такие временные качели…
Чаепитие по‑старорусски
Марина Ледяева, корреспондент «Российской газеты», спросила, что меня больше всего поразило в Старой Руссе. (Марину Ледяеву, без сомнения, помнят многие читатели «Правды Севера» — она работала в нашей газете. И это по‑настоящему блестящий журналист.)
В Старой Руссе Марина находилась в командировке, готовила материал для «Российской газеты» — и о городе, и о форуме Ассоциации СМИ.
На её вопрос неожиданно для себя я ответила, что больше всего меня поразило чаепитие по‑старорусски, которое мы наблюдали во время праздника. И здесь стоит пояснить — почему.
Мне приходилось видеть разные фестивали, в том числе и специально посвящённые теме еды. Они весьма популярны в последнее время. В том числе проходят в Архангельске в рамках фестиваля «Белый июнь». Дело хорошее, привлекает внимание горожан. Но обычно они проходят довольно уныло: мы видим ларьки, в которых сотрудники ресторанов предлагают свои блюда, иногда необычные, которые можно попробовать за немалые деньги. Поэтому голод участники фестивалей, посвящённых местной и изысканной еде, чаще всего утоляют с помощью недорогого и проверенного фаст-фуда. Имеют право выбора. Но тогда в чём смысл таких фестивалей?
В Старой Руссе праздник не был специально посвящён еде. Просто закрытию курортного сезона. Когда зазывалы стали приглашать на чаепитие по‑старорусски, это воспринималось как фигура речи. А через всю площадь был накрыт ряд столов, как я предположила, тех, кто приехал продать свою продукцию. И ошиблась. Это было угощение! Для всего города, включая особых гостей, которые тут же смешались с горожанами — никто никаких специальных палаток для них не ставил.
Пироги и блюда, которыми угощали всех желающих, были невероятно вкусными — в пирогах лёгкое тесто и много начинки. А она самая разнообразная — рыбная, мясная, сладкая. Здесь же всевозможные варенья, мёд в сотах и очень много яблок, которые можно брать с собой. Яблоки буквально тают во рту! И вообще, они на каждом шагу в виде угощения. Ими пропах весь город. А ещё мёдом. Тут же угощают какой‑то хитроумной наливкой из мёда и яблок. Хочется всего попробовать, но это невозможно. А впереди к тому же нас ждал обед в ресторане «Карамазовы», где предлагают блюда, которые предпочитал Фёдор Достоевский.
Что ещё важно? Не было никакой толкотни возле столов с угощением. Люди подходили, брали сами, что хотели или просили хозяев положить что‑то на тарелку, также им наливали чай. Наверное, суеты не было потому, что речь шла не о раздаче еды, а именно об угощении. Доброжелательные хозяева этого богатства накладывали пироги в пакеты, если их просили об этом. Кто‑то объяснил, что хочет отнести угощение маме, которая уже из дома не выходит. Подбирали что‑то мягенькое и лёгенькое. Возле столов — много детей, которые предпочитали сладости.
Признаться, такое видела впервые…
И нигде поблизости не было ни одного ларька с хот-догами! Потому что они оказались невостребованными. Видимо, о фаст-фуде завтра снова вспомнят те, кто к нему привык. Но это будет завтра. А сегодня они наслаждались невероятно вкусной натуральной местной едой. И наверняка это запомнится.
Об особенностях местных блюд тоже стоит рассказать отдельно, тем более что мы побывали в селе, которое стоит возле озера Ильмень, а его жители подняли своё благосостояние благодаря рыбе, которая там водится.
Делегацию Архангельской области в Старой Руссе представляли Татьяна Сергеева, глава Котласского муниципального округа, Татьяна Михайлова, заведующая отделом культуры и туризма Котласа, Оксана Бабошина, руководитель Приводинского территориального отдела Котласского муниципального округа.
Похоже, котласские за развитие своих территорий с помощью туризма взялись основательно. Спросила Татьяну Сергееву, что им дала эта поездка.
— Очень многое, — ответила она. — Мы ведь напитываемся информацией, впечатлениями, эмоциями, потом всё обязательно пригодится.
Наверное, это одно из главных результатов таких встреч — учиться друг у друга, сотрудничая…