06.10.2024 09:30

Музей – виртуальный, история – подлинная

В Поморье работает виртуальный музей, посвящённый истории образования на Архангельском Севере

День учителя — праздник, который невозможно замкнуть в рамки одного дня. Его отмечает и тот, кто учится, и тот, кто учит

Тот, кто шагнул за школьный порог, и тот, кто не захотел с ним расстаться. И каждый невольно становится частью большой школьной истории — истории образования. С недавних пор эту историю можно увидеть воочию.

В мае 2024 года виртуальный музей, посвящённый истории образования на Архангельском Севере, «открыл» свои двери для всех желающих.

Что есть в виртуальных залах?

Виртуальный музей был создан по инициативе Архангельского областного института открытого образования и продолжает активно пополняться материалами. Аналогов подобного музея регионального значения на сегодняшний день нет. Цель его создания — сохранение истории образования Архангельской области как части историко-культурного наследия региона.

Музей знакомит с историей появления и развития школ на Архангельском Севере, собирает информацию о выдающихся педагогах, директорах и выпускниках, педагогических династиях и школьных музеях.

У каждой школы в виртуальном музее восемь «залов»: «Историческая справка», «Документы», «Фото», «Видео», «Персоналии», «Школьные музеи», «Воспоминания» и «Педагогические династии». Сегодня самые наполненные залы — это разделы исторических справок. Некоторые школы смогли найти информацию о первых церковно-приходских школах и училищах, с которых и начался отсчёт возраста их образовательной организации, многие обратились в архивы, краеведческие музеи, раскрыли дореволюционные газеты и журналы.

Краудфандинг XIX века

Заглянем и мы в виртуальный зал Ломоносовской школы Холмогорского муниципального округа. Читаем: «В 1865 году по случаю столетия со времени кончины М. В. Ломоносова по инициативе Архангельского губернского статистического комитета „с высочайшего разрешения“ была открыта всероссийская подписка на сооружение памятника «первоначальнику русской науки на его родине, в деревне Денисовка Холмогорского уезда, а также на стипендию одному гимназисту в Архангельской мужской гимназии, выходцу из крестьян».

Такой вот краудфандинг позапрошлого века. К июлю 1866 года сумма сборов превзошла все ожидания инициаторов: на памятник вместо предполагаемых 500 рублей было собрано четыре тысячи, и взносы продолжали поступать из самых разных мест России и от самых разных слоёв населения — от высокопоставленных особ до крестьян, учителей и воспитанников учебных заведений. Примерно столько же средств было внесено и на стипендию имени Ломоносова. Представляете, насколько
«народной» была фигура Михаила Васильевича?

По первой части взносов было принято решение: просить разрешения оставить 500 рублей на памятник, остальные деньги, как и последующие взносы, «израсходовать на школу в Куростровской волости, в деревне, где родился Ломоносов». И такое разрешение было получено.

День 3 октября 1868 года был обставлен торжественно. Родину Михаила Ломоносова почтил своим присутствием гражданский губернатор Сергей Павлович Гагарин в полной парадной форме, приехал директор губернских училищ Константин Богданович Пилацкий и другие высокие гости. Пришли жители окрестных селений, присутствовали ученики и ученицы Холмогорского двухклассного приходского училища с наставником и наставницей, родня Михаила Ломоносова. Во вновь открываемое училище поступило 52 ученика. В речах выступающих красной нитью проходила мысль, что деньги на Ломоносовское училище собраны «со всей земли русской», чтобы «детям его родины книжное обучение… досталось бы не с таким трудом, с каким досталось Михаилу Васильевичу» и что добрая слава об учениках школы села Ломоносова «будет вековечным памятником их великому земляку».

… Пожалуй, многие школы Архангельского Севера мы можем считать вековечными памятниками нашему выдающемуся учёному-земляку.

Пекин — Северодвинск

В исторических справках, описывающих события из жизни школ области XX века, тоже немало интересного. Например, заглянув на музейную страницу Северодвинской прогимназии № 1, мы прочтём:
«В 1950‑е годы директор школы Николай Александрович Пунанов вместе с пионервожатыми Ниной Ситкиной и Марией Титовой решили завязать переписку со школой № 1 в городе Пекине. И представьте себе, ответ не заставил себя ждать! Активисты с удивлением рассматривали лист, исписанный китайскими иероглифами. В письме оказался и перевод. Оказалось, что у китайских школьников был девиз: «Хорошо учиться, хорошо трудиться, быть хорошо здоровым!». 

Движение «за три «хорошо» вскоре появилось и в первой школе города Северодвинска.

650 лет педагогической работы

Представлены в виртуальных залах и материалы о педагогических династиях. Один из ярких примеров — описание большой династии, подготовленное 55‑й школой города Архангельска. Династия Моисеевой — Омельченко — Котенко — Ярославцевых и других представителей включает в себя 20 педагогов и составляет четыре поколения. Суммарный педагогический стаж этой династии — примерно 650 лет. Сегодня её представители работают не только в трёх школах Архангельска, но и в двух школах Московской области, в Череповце, Владивостоке, в Сахалинской области и Приморском крае. А это значит, в виртуальный музей истории образования на Архангельском Севере смогут заглянуть и гости, живущие далеко за пределами нашей области. При необходимости представители этой педагогической династии смогли бы научить целую школу детей, ведь среди них есть учителя начальных классов, почти все учителя-предметники, мастера производственного обучения, педагоги-психологи и педагоги дополнительного образования.


«
Принимай сберкассу, работать некому«

Бесценны залы виртуального музея, в которые попадают воспоминания учителей и учеников разных времён. Воспоминаний пока не так много, но создатели музея уверены, что материалы будут поступать. Например, Вознесенская школа Приморского муниципального округа знакомит с воспоминаниями выпускницы 1941 года Эммы Ильиничны Варакиной. Запись была сделана в 2008 году и бережно сохраняется. Приведём небольшой фрагмент: „В школе я была в числе лучших учеников 8‑го класса и школы. В 1941 году после окончания 8‑го класса меня пригласил председатель сельсовета Кирилл Фёдорович и сказал: ‚Девушка, ты хорошо училась — принимай сберкассу, работать некому, так как все ушли на фронт‘. Когда пришла за документами в школу, учитель математики Лидия Васильевна пригласила меня в класс, села со мной за парту и говорит: ‚Ты, Эмма, способная, тебе как никому надо учиться‘. Я ответила, что у нас в семье три брата — все в армии. Отец отбывал срок как репрессированный по политической статье. Нам с мамой не на что было жить… Приняла я сберкассу, а в августе меня призвали на оборонные работы на Карельский фронт. На этом моё образование закончилось…“

Важно отметить, что участниками пилотного проекта по освоению музейного пространства были школы Приморского муниципального округа — именно их виртуальные залы на сегодня наиболее богаты разнообразными материалами.

Школьный сад в Черевково

Впечатляют и документы, размещённые в виртуальном музее. Помимо презентаций, посвящённых истории школы здесь есть необычные рукописные документы, ушедшие в прошлое грамоты и похвальные листы, архивные справки, копии статей из газет, журналов и даже дореволюционных изданий. Большой интерес представляют исследовательские работы учащихся. Например, среди документов, присланных для музея из Красноборского муниципального округа, есть исследование Дарьи Соколовой «Трудовое воспитание в Черевковской средней школе в 50–80‑е годы XX века“.

Оказывается, в 1950‑е годы при школе был заложен, цитируем, «роскошный сад, где росли: яблони, ирга, смородина, крыжовник, боярышник, сирень, дуб, ясень, клён… Рядом со школой был огромный малинник. Школа делилась саженцами, чтобы люди могли посадить их возле своих домов. Учащиеся начальных классов ухаживали за курочками, дежурство было по неделе. Курочек нужно было покормить (корм брали с пришкольного участка), собрать яйца. Проходили даже соревнования — на чьём дежурстве было собрано больше яиц. В летний период проходила практика“. Сегодня размышления о важности уроков труда, технологии, об общественно-полезном труде, пришкольных опытных участках вновь становятся актуальными, поэтому материалы виртуального музея могут быть полезны не только для информирования и сохранения памяти — они могут натолкнуть на какие‑то идеи, познакомят с важным опытом прошлого.

Как правило, фото и видео иллюстрируют и дополняют исторические справки, подготовленные школой. Ведь уже ушли в прошлое чёрно-белые фотографии, а виртуальный музей готов сохранить их для истории.

Сейчас из районов, округов и городов нашей области начали поступать материалы о школьных музеях. Скоро и эти залы смогут встречать гостей и знакомить их с историей родного края. А для обратной связи и возможности направить свои материалы в музей создан специальный раздел «Книга воспоминаний“.

Хочется, чтобы каждый заглянувший в виртуальный музей истории образования на Архангельском Севере нашёл интересные сведения о своей родной школе, любимых учителях и — возможно! — выдающихся одноклассниках. И пусть память о тех, кто сеет разумное, доброе, вечное, сохраняется! 

«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего “, — писал Михаил Васильевич Ломоносов.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Татьяна ЗАДОРИНА