Добролюбовка вновь стала участником федерального проекта «Цифровая культура»

Уже второй год подряд Архангельская областная научная библиотека принимает участие в оцифровке книжных памятников
Фото Екатерины Чащиной
Фото Екатерины Чащиной
Фото Екатерины Чащиной

Как найти компромисс между сохранностью книжных памятников и их доступностью для читателей и исследователей? Ответ на этот вопрос вы найдёте на сайте Национальной электронной библиотеки. Сайт создан в рамках реализации национального проекта «Культура» (федеральный проект «Цифровая культура»). Для читателей НЭБ это даёт возможность получить свободный доступ к историческому, культурному и художественному наследию страны. Для библиотек, музеев разного уровня подчинения, архивов, учебных заведений и других российских фондодержателей это возможность создать цифровые копии самой ценной части своих фондов и тем самым представить их широкой публике, обеспечив физическую сохранность оригиналов книжных памятников для последующих поколений.

Помимо старинных книг и рукописей, здесь представлены гравюры, плакаты, нотные издания, географические карты, журналы и другие документы. Высокое качество цифровой копии позволяет рассмотреть уникальные материалы в мельчайших деталях.

Сейчас на сайте представлено более 40 тысяч документов, переведённых в электронный формат участниками проекта: Российской государственной библиотекой, Российской национальной библиотекой и 69 другими учреждениями из самых разных регионов Российской Федерации. Всего до конца 2024 года будет оцифровано 48 тысяч документов. Отметим, что из Архангельской области к проекту подключились сразу две организации: АОНБ им. Н. А. Добролюбова и Устьянский краеведческий музей.

Цифровые копии 24 книжных памятников из фонда Добролюбовки теперь размещены на портале Национальной электронной библиотеки. В основном это уникальные северные рукописи XVI–XVIII веков, три печатных издания Синодальной типографии XVIII–XIX веков, не обнаруженные в фондах центральных библиотек, но когда‑то найденные в северных деревнях, и ещё три старообрядческих сочинения второй половины XIX века. Книги хранятся в фонде областной библиотеки, а полистать их электронные страницы может каждый желающий.

Хочется отдельно отметить рукописный Синодик Архангельского Свято-Троицкого кафедрального собора, созданный в первой четверти XVIII века мастеровыми холмогорской книгописной школы. Он содержит 53 цветных миниатюры, которые сопровождаются кратким комментарием в виде текста с левой стороны — так, чтобы читатель мог видеть одновременно и текст, и изображение. Миниатюры выполнены пером, одежды раскрашены в красный, зелёный, жёлтый тона, лики и руки не раскрашены. Можно во всех подробностях рассмотреть каждую иллюстрацию и узнать кое‑что о самой книге из обстоятельной аннотации, представленной на сайте НЭБ. Подготовить качественную копию помогла реставрация рукописи, выполненная ещё в 2009 году в Федеральном центре консервации библиотечных фондов в Санкт-Петербурге. Книге был создан охранный кожаный переплёт, укреплён красочный слой миниатюр, восполнены утраченные фрагменты бумажной основы документа.

Обнаруженный в Верхнетоемском районе Архангельской области экземпляр Псалтири начала XIX века — пример любопытной практики работы Синодальной типографии, где было принято печатать часть тиража книги с киноварью, то есть используя две краски, чёрную и красную, а часть — без киновари — только чёрной краской, и продавать их по разной цене. Издание без киновари стоило дешевле. В 2019 году, когда шла работа по идентификации экземпляра, синодальное издание Псалтири 1807 года находилось в списке отсутствующих изданий: сведения о том, что книга существует, были найдены, но ни одного экземпляра обнаружено не было. В Добролюбовке хранится единственный известный вариант Псалтири без киновари.

Цифровые копии книжных памятников — результат совместной работы сотрудников Регионального центра консервации документов и сохранения книжных памятников и сотрудников отдела электронных ресурсов Добролюбовской библиотеки. Прежде чем создать цифровые копии высокого качества, необходимо грамотно описать книжные памятники, зарегистрировать их в общероссийском реестре, составить заявку на оцифровку, проверить сохранность каждого экземпляра, определить, не повредит ли сканирование физической сохранности документа. Процесс непростой, но результат отличный. Книжное наследие Архангельского Севера становится доступным для читателей и исследователей.

Наталья ЛИХАЧЁВА, заведующая отделом АОНБ им. Н. А. Добролюбова

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.