На вопросы читателей «Правды Севера» отвечает Мария Климова, психолог АНО поддержки инициатив в области семьи, материнства, отцовства и детства «Новый взгляд».
«Шипит» и «чешет когти»
— Дочка этим летом первый раз отдыхала в лагере, а когда вернулась, то объявила, что она теперь квадробер. Я раньше слышала про это увлечение подростков, но думала, что это просто игра. Дочке девять лет. Словам её не придала большого значения.
Из лагеря дочка привезла самодельный хвост. Сказала, что подарила новая подружка, такая же «квадроберша». Сделала сама кошачью маску. С подружкой теперь ходят гулять на пустырь, бегают там друг за другом как кошки.
Я наблюдала за всем этим спокойно, пока дочка не стала и по дому скакать на четвереньках, «шипеть» и «чесать когти». Почитала, что про всё это пишут в Интернете. И, честно скажу, испугалась. Может ли ребёнок заиграться так до психического расстройства? Что делать? Запрещать эти хвосты или продолжать наблюдать? В школу дочка пока ходит без кошачьей маски…
Елена, Северодвинск
— Вокруг квадробинга существует большое количество мифов, — говорит Мария Климова, — но переживать сильно, на мой взгляд, тут не стоит. Имитация движений животных — игровое проявление ребёнка, что в девять лет вполне естественно.
Конечно, как и везде, должны быть свои границы, в том числе и для безопасности самого ребёнка. Надо понимать, что культура квадробинга — «аэробики на четвереньках» — может вызывать агрессию у окружающих. Следует предостеречь ребёнка, что кому‑то может не понравиться то, чем он занимается. Его могут из‑за этого критиковать, ругать или даже обижать.
Но на вопрос мамы: «Может ли ребёнок заиграться так до психического расстройства?» — я бы ответила однозначно: нет. В историях, которыми сегодня пестрит Интернет, по поводу странного поведения детей, где они кусаются, агрессируют, имитируя поведение животных, — не квадробинг виноват. Квадробинг здесь, скорее, как лакмусовая бумажка. Вероятнее всего, у ребёнка уже были предпосылки к этому, а сейчас через квадробинг он нашёл способ их проявлять и оправдывать: «Так делает квадробер… Ему можно!» Искать надо причину, работать с поведением. И устанавливать правила.
То, что девочка бегает где‑то на пустыре с подружкой, имитируя поведение кошечек, — одна ситуация. Но если они делают это в общественных местах, заигрываются и каким‑то образом мешают окружающим, например прыгают по чужим машинам, — совсем другая. Надо объяснять ребёнку правила поведения в общественном месте.
Но и дома не стоит быть сторонним наблюдателем, если ребёнок «превращается в кошку», устраивает активные игрища. Ведь никто из родителей не будет терпеть, если дети начнут дома играть в футбол и бегать по потолку — для активных игр существуют определённые места. Озвучьте ваши правила: «Дома ты — Танечка, моя дочка, а не кошка Мурка. Мы не шипим, не мяукаем, а разговариваем. Хочешь побегать, поиграть? Пожалуйста, найди себе для этого время и местечко».
Здорово, если родители не только выставляют рамки, но и проявляют искренний интерес, задают вопросы, подключаются. Благодаря этому можно мониторить ситуацию и избежать трудностей.
Например, можно через видеоролики изучать, как ведут себя кошки или другие животные. Читать, узнавать о них что‑то новое. Можно вместе заняться творчеством. Те же «маски и хвосты», если ребёнок мастерит их и украшает самостоятельно — про творческое развитие. В любом случае не стоит отстраняться, высмеивать, отталкивать ребёнка — надо взаимодействовать. Это укрепляет детско-родительские отношения и развивает взаимопонимание.
Первоклассник «передумал» учиться
— Сын-первоклассник отказывается идти в школу. Говорит, что ему там «надоело сидеть». Придумывает отговорки, что «невкусно пахнет», что учительница «быстро разговаривает». Утром может сказать, что «болит живот» — лишь бы остаться дома. У нас похожая ситуация была, когда он только пошёл в детский сад. Привыкал долго. Но в школу летом собирался с радостью.
Мальчик общительный. Я никак не думала, что будут проблемы. А теперь вот говорит, что «учиться передумал». Объясняю, что взрослые ходят на работу, дети — в школу. И это теперь тоже его «работа». Начинает плакать… Понимаю, что адаптация, наверное, у всех есть. Но как её правильно пережить?
Анна, Архангельск
— Прошло ещё не так много времени с момента начала обучения. Конечно, ребёнок испытывает стресс — поменялся график его жизни. Раньше он приходил в детский сад, где всё знакомо и по расписанию — завтрак, игры, прогулки на улице и дневной сон. Сейчас приходит в школу, и ему «почему‑то» надо подолгу сидеть на одном месте. И постоянно сосредотачиваться на том, что говорит учитель. Для психики, физиологии ребёнка — определённое испытание.
Но этот момент надо просто переждать. Ребёнок обязательно восстановится, всё будет в порядке. Ему сейчас особенно важны поддержка и ваше внимание. Постарайтесь делать упор на плюсы, которые первоклассник может получить в школе. Например, у него там друг, который вместе с ним перешёл из садика. «Как здорово, что ты в школе опять с Ваней встретишься!» Сына интересует рисование, физкультура? Поговорите с ним про это.
Не обесценивайте чувства: «Я понимаю, что тебе грустно. Приходится много стараться, концентрировать внимание на том, что говорит учитель. И Марья Ивановна ещё и говорит так быстро… Я тоже училась в первом классе и помню, как мне было сложно. Но, знаешь, мне так нравилось в школе, когда…» Попробуйте увлечь ребёнка через какие‑то свои моменты, воспоминания о том, что интересного было в вашем школьном детстве — найдите «островки» притяжения.
Период адаптации может длиться до трёх месяцев. Иногда, если ребёнок более меланхоличный, процесс подзатягивается. Но максимум — полгода. Если что‑то у ребёнка не получается или его не отметили в школе, а он так старался — похвалите сами! Замечайте самые маленькие победы, поддерживайте уверенность, что «всё обязательно получится».
И очень важно, чтобы первоклассник мог физически и эмоционально разгрузиться. В детском саду была активная деятельность, а на уроках приходится сидеть неподвижно. Энергия копится, переполняет… Хорошо, если есть возможность после школы или вечером с родителями сходить на прогулку, просто попинать мячик. Побегать на воздухе, порадоваться, покричать…
«Надо уметь делиться!»
— Дочка в первом классе. На перемене ела батончик, подбежал мальчик, как она объяснила, «больше меня» и выхватил. Дочка подошла к учительнице, пожаловалась. А та, по её словам, ответила: «Надо уметь делиться!» Я в растерянности от такого ответа. Может, конечно, учительница не поняла, что произошло. Не вникла в ситуацию. Оказалось, что случилось это всё несколько дней назад. Дочка не рассказывала. А тут я предложила опять взять батончик в школу, чтобы перекусить на переменке. И она разревелась, всё рассказала. Как быть? Стоит ли мне идти в школу, поднимать шум «из‑за шоколадки»?
Ольга, Архангельск
— Возможно, учитель из‑за загруженности и большого количества детей, которые вокруг неё бегали, действительно, что‑то не так поняла и не расслышала. Мы не исключаем этот момент. Но ситуация сама по себе достаточно неприятная.
Во-первых, маме надо обязательно поговорить с дочкой и объяснить, что делиться «через силу» она ни с кем не обязана. Делиться чем‑то своим можно, когда ты сам этого хочешь. Не хочешь — не делишься. Это твой выбор, твоё право.
Важно поговорить и с учителем. Может, не стоит бежать для этого в школу, а написать, позвонить, если есть такая возможность — прояснить ситуацию.
Если, по словам дочки, обидел «большой мальчик», то, возможно, это вообще такая практика, и есть другие дети, которые так же страдают от старших ребят. Нельзя проходить мимо таких вещей и замалчивать.
Объясните ребёнку, что если подобное случится, кто‑то обидит или просто произойдёт какая‑то неприятность — надо рассказать маме. Не ждать несколько дней, не скрывать, не бояться и не думать, что «жаловаться плохо». Рассказать и вместе уже решать, что с этим делать. Ребёнку важно знать и чувствовать: «Я под защитой».