В Архангельской области скорректировали размеры ряда региональных налогов

Под индексацию попал в том числе и транспортный налог
Фото: PxHere ©

Первая после парламентских каникул сессия областного Собрания работает в период формирования областного бюджета на предстоящий трехлетний период, поэтому вполне логично, что в повестку дня был внесен большой блок бюджетных вопросов.

Сейчас идет очень серьезная, детальная проработка проекта главного финансового документа с учетом анализа доходной базы, изменений налогового законодательства, растущих социальных обязательств.

По итогам исполнения областного бюджета за первое полугодие 2024 года региональному правительству удалось найти возможности для пополнения доходной части бюджета: поступления выросли на 4,3 млрд рублей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Вместе с тем растут и расходы — с учетом необходимости повышения оплаты труда «указным категориям» бюджетников, индексации социальных выплат с повышением МРОТ, выполнения финансовых обязательств при росте ключевой ставки, инфляции, которая сказывается на стоимости лекарств, стройматериалов и т. д. Команда губернатора проводит сегодня большую работу по привлечению дополнительных средств федерального бюджета, но при этом необходимые шаги для снижения выпадающих доходов должны быть сделаны и на региональном уровне.

На десятой сессии Архангельского областного Собрания депутатов были принят ряд законопроектов, корректирующих региональные налоги. Это сделано как в связи с необходимостью поиска дополнительных доходов бюджета, так и в связи с изменениями налогового законодательства на федеральном уровне.

При подготовке законопроектов был проведен серьезный анализ действующего налогового законодательства, эффективности мер поддержки бизнеса, многие из которых были приняты для его защиты в период пандемии коронавируса.

Так, сразу в двух чтениях на сессии поддержан законопроект, предусматривающий индексацию ставок транспортного налога для владельцев автомобильного, водного и воздушного транспорта.

Отметим, что последняя индексация транспортного налога проводилась в 2018 году. Но тогда повышение коснулось только мощных, дорогостоящих машин — внедорожников и машин представительского класса.

Что касается остальных транспортных средств, то для них ставки налога в последний раз менялись в уже далеком 2010 году.

С тех пор значительно вырос и уровень зарплат, и уровень накопленной инфляции. Собственно, законом ставки транспортного налога, в основном, на уровень инфляции и проиндексированы.

Так, для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил законопроектом предлагается повысить ставку транспортного налога с 2025 года на шесть рублей за каждую лошадиную силу (то есть, с 14 до 20 рублей).

К примеру, для владельцев машин с мотором в 72 лошадиные силы налог вырастет в среднем на 432 рубля, до 100 лошадиных сил — на 600 рублей, что не станет серьезной финансовой нагрузкой для жителей региона.

Для легковых автомобилей с мощностью двигателя от 100 до 150 лошадиных сил включительно (а это самая распространенная категория легковых машин в Поморье) налог увеличат не на 40, а на 32 процента — с 2800 до 3695 рублей, то есть для владельцев машин со средней мощностью в 112 лошадиных сил увеличение составит 895 рублей в год.

Для мотоциклов и мотороллеров с мощностью двигателя до 20 лошадиных сил и для мотоциклов и мотороллеров с мощностью двигателя от 20 л. с. до 36 л. с. законопроектом предлагается увеличить размеры ставок транспортного налога на 2 и 5 рублей за одну лошадиную силу соответственно.

Для катеров, моторных лодок и других водных транспортных средств с мощностью двигателя до 100 л. с. включительно увеличение размера ставки транспортного налога составит 40 процентов.

То есть для экономичных моторов мощностью в 36 л. с. налог вырастет на 360 рублей, с 936 до 1296 рублей. При этом льготы для владельцев катеров и лодок с мотором до 10 л.с сохранены.

Самое серьезное повышение ждет владельцев мощных гидроциклов, яхт и т. д. Однако по данным ГИМС, они составляют менее процента из 38750 единиц зарегистрированного водного транспорта.

Большую часть, почти 37800 единиц, составляют лодки и катера мощностью до 100 л. с.

Как пояснил председатель профильного комитета облСобрания Игорь Годзиш, увеличение налоговой нагрузки у физических лиц — налогоплательщиков возникнет только в 2026 году. То есть, квитанции на уплату транспортного налога с обновленным цифрами придут только через два года.

При этом сохранены все действующие льготы по транспортному налогу, в том числе для многодетных семей, участников специальной военной операции, подчеркнул Игорь Годзиш.

Как ожидается, реализация законопроекта может принести в бюджет порядка 217 млн рублей. Причем львиная доля, 155 млн рублей, будут направлены в муниципальные бюджеты для ремонта и содержания дорог местного значения.

Кроме того, на сессии в связи с изменениями федеральных налоговых законов были скорректированы нормативы зачисления дохода от НДФЛ в местные бюджеты и ставка налога на имущество организаций.

Теперь ставка налога на имущество организаций установлена в размере 2,5 процента в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость и кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн рублей.

Тем самым ставка налога на имущество организаций в отношении таких объектов увеличивается с 2 до 2,5 процента. По действие законопроекта подпадают только 12 объектов недвижимости в Архангельской области. Ожидается, что в результате принятия законопроекта дополнительные налоговые доходы в областной бюджет за 2025 год составят примерно 68,3 млн рублей.

Кроме того, предусмотрено повышение ставки налогов, например, на игорный бизнес. Вместе с тем внесены изменения в отдельные областные законы в сфере налогов, которыми расширено право на применение пониженных налоговых ставок (по налогу на имущество организаций, налогу на прибыль, единому сельскохозяйственному налогу) для резидентов территорий опережающего развития в связи с созданием ТОР «Столица Севера» в Архангельске. Ранее на льготы могли претендовать только резиденты ТОР в монопрофильных муниципальных образованиях, то есть в моногородах.

31 декабря 2024 года заканчивается действие пониженных налоговых ставок по упрощенной системе налогообложения, введенных для предпринимателей по 20 направлениям экономической деятельности в период ограничений пандемии коронавируса. Сейчас такие ограничения отменены и нет препятствий для экономической деятельности и повышения доходов.

Законопроектом предложено продлить до 31 декабря 2027 года действие пониженных налоговых ставок, определенным категориям налогоплательщиков по УСН. Это коснется гостиничного бизнеса и других средств размещения в сфере туризма, разработки компьютерного программного обеспечения, деятельности некоммерческих унитарных организаций в сфере творчества, искусства и организации развлечений, общественно-государственных организаций, в том числе занимающихся патриотическим (военно-патриотическим воспитанием).

При этом размер льготной ставки планируется скорректировать: с 5 до 8% (по налогообложении доходов, уменьшенных на величину расходов), с 1 до 3% (при налогообложении доходов)

Действующие льготные ставки по УСН сохранены для социальных предпринимателей и предпринимателей, обеспечивающих розничную торговлю в труднодоступных территориях (за исключением островных территорий Архангельска).

Резиденты Арктической зоны РФ смогут применять пониженные налоговые ставки по УСН при условии, что обеспечат уровень выплат, соответствующий средней зарплаты по отрасли экономики. Это позволит защитить интересы работников.

При этом по новому законопроекту льготы по УСН не предусмотрены для резидентов АЗРФ, занимающихся строительством многоквартирных домов, оптовой и розничной торговлей и операциями с недвижимостью. Это коснется новых резидентов АЗРФ, получивших статус с 1 января 2025 года. По мнению авторов законопроекта, существующие механизмы имущественной поддержки застройщиков жилья достаточны для развития отрасли.

Еще одним законопроектом, принятым в двух чтениях, сохранены пониженные налоговые ставки по налогу на имущество организациям, обеспечивающим социально значимую догазификацию населенных пунктов.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.