Смотришь на кукол-бабушек (и дедушек), сшитых северянкой Натальей Шохиной, и сразу вспоминаешь детство, душевный деревенский быт, простые человеческие ценности. Вот бабуля со свежим урожаем капусты (очень популярный вариант куклы, по словам автора), другая — хозяюшка — с противнем горячих ватрушек, а баба Тоня выкопала, наконец, последнюю картошку и явно довольна собой — по всему видно.
Они живые!
Как
удаётся мастеру не просто сшить
20-тисантиметровую куклу, а передать
настроение и даже характер без проработки
лица, — загадка. Да и куклами эти
удивительные создания трудно назвать,
настолько они живые.
У
многих из них есть прототипы: Наталья
нередко шьёт бабушку или дедушку
буквально по фотографии заказчика,
стараясь, впрочем, фокусироваться не
на точном портретном сходстве, а на
значимых деталях, воссоздавая некий
образ человека. Но бывает, что поводом
для новой куклы является какая-то личная
авторская ассоциация, фото в интернете
или выхваченная из реальности деталь.
«Главное,
чтобы мне нравилось!»
А ещё иногда случаются почти мистические истории. Например, несколько раз было так: возникает у Натальи какая-то необычная идея, но откладывается до лучших времён. А тут и заказчик обращается ровно с такой идеей — значит, уже не отложить, а нужно реализовывать! Так произошло с поморским рыбаком, где много интереснейших деталей, в числе которых карбас, потребовавший от мастерицы особой смекалки и терпения. Только третий его вариант устроил Наталью и отправился к заказчику.
Такой здоровый перфекционизм в данном случае оправдан: мастерица спокойно относится к необходимости что-то переделать, добавить, изменить, в том числе, по просьбе заказчика. Обычно это какие-то небольшие элементы, и только один раз Наталья полностью переделывала готовую куклу — бабушка получилась пышнее, чем нужно. Но всё же главный критерий готовности и качества работы — это удовлетворённость самой мастерицы:
— Главное, чтобы мне нравилось! — говорит она.
Интересно, что своих бабушек Наталья практически не помнит. Но деревенский быт, связь с землёй и корнями всегда вызывали в ней тёплые чувства. К тому же, от одной из бабушек, которая всё время что-то вышивала, шила, вязала, именно Наталье передалась тяга к ручному творчеству. Уже с 2-3 лет она с упоением перебирала тряпочки и лоскутки, а позже быстро постигла многие виды рукоделия.
Кукольным делом мастерица заинтересовалась около 10-ти лет назад, начав с шитья популярной тильды, затем освоив создание традиционной народной куклы, и только в 2021 году она перешла к той технологии, которая сейчас легла в основу кукол-бабушек. Постоянно к этой базе добавляется что-то новое, придумываются неожиданные детали и приспособления, такие как, например, самодельный миниатюрный ткацкий станок. Раз у некоторых её «бабушек» есть настоящие домотканые половики, они должны быть изготовлены максимально реалистично!
Обычно на изготовление кукольной композиции уходит примерно один день (если это повтор когда-то придуманной куклы), а на создание новинки Наталья может потратить намного больше времени. Причём, ручное творчество органично сочетается с другой, не менее творческой работой в музыкальной школе. Впрочем, Наталья отмечает, что это совсем разные виды деятельности, хотя и связанные с искусством.
Кстати, преподавательская работа с 22-летним стажем помогает и в кукольном деле: Наталья не боится аудитории, знает, как объяснить что-то доступным языком, поэтому проведение прямых эфиров и мастер-классов по созданию кукол-бабушек даётся ей достаточно легко.
Сама мастерица и те, кто по её технологии шьёт «бубушек», отмечают явный терапевтический эффект как от процесса создания таких кукол, так и от созерцания результата. Наталья предполагает: с одной стороны, это объясняется нашей всеобщей потребностью в гармонии, уюте и успокоении, что куклы-бабушки явно источают. А с другой, срабатывает генетическая память, ведь куклы создаются по старинной технологии, как шили игрушки наши предки. Прикасаясь к этому, мы будто соединяемся с чем-то исконным и чувствуем связь со своими корнями, а значит и опору.
Возможно, поэтому у кукол так много почитателей. За три года Наталья сшила более 100 композиций, отправив их в самые разные уголки России: кроме Архангельской области, северные «бабушки» и «дедушки» обживают Сибирь, города средней полосы, Дальний Восток и Татарстан.