«Каллиграфия её письма была изумительно красива и правильна»

«Храни, не теряй, меня не забывай…» — так называлась корреспонденция, которая вышла в номере за 7 августа нынешнего года
Фото Светланы Лойченко
Фото Светланы Лойченко

В ней говорилось о том, что в Архангельске, в пункте книгообмена нашлась книга Ольги Фокиной. Это сборник стихов «Реченька», вышедший в 1965 году. И это вторая книга молодой поэтессы.

Первая увидела свет в 1963 году в Москве, в издательстве «Молодая гвардия». А «Реченька» — в Вологодском отделении Северо-Западного издательства. Сборник так называется потому, что в него вошли стихотворения, посвящённые родным для поэтессы рекам: «Северная Двина», «Речка Содонга», «Соломбалка», «Насмотрись, зорька, в реченьку…». И именно в этом сборнике впервые было опубликовано одно из самых известных и любимых в народе стихотворений «Здравствуй, речка Паленьга…».

Найти редкую книгу Ольги Фокиной в пункте книгообмена — это удача. Но это издание оказалось с дарственной надписью и подписью «Ольга». Видно, что книжку читали и перечитывали — она была изрядно потрёпанная. И в пункте обмена книг у неё начиналась новая жизнь. Стихи Ольги Фокиной вне времени и востребованы всегда.

Надпись на книге была такого содержания: «На память от Ольги, храни, не теряй, меня не забывай, и я тебя тоже никогда. Хочешь, храни, а не хочешь — порви». В редакции возникли сомнения, что она принадлежит автору сборника. Скорее всего, кто‑то другой при помощи её светлых и чистых стихов пытался выразить и свои чувства.

В редакцию пришло письмо от Владимира Александровича Фокина, брата Ольги Александровны. Он пишет: «Совершенно верно, что автор сомневается в принадлежности Ольге Фокиной надписи на титульном листе книги. Основываясь на том, что с сестрой я состоял в переписке более 60 лет, смею утверждать, что это не её почерк. Каллиграфия её письма была изумительно красива и правильна. Кроме того, она никогда не подписывалась именем Ольга. Для родственников или хороших знакомых письма и открытки она подписывала деревенским именем Лёля, а начиная с 70‑х годов — „Оля“, если подписывала книгу не очень знакомому человеку — то „О. Фокина“.

По содержанию посвящения она всегда находила сердечные слова или придумывала поэтический экспромт и никогда не пользовалась затасканными штампами уровня подростков».

Мы благодарим Владимира Александровича за такой развёрнутый ответ. Вот так, благодаря сборнику из прошлого, мы узнали новые грани характера Ольги Александровны. Действительно, имея всесоюзную славу и мировую известность, она оставалась добрым и открытым человеком, всегда преданным родному краю.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.