Татьяна Шашурина, директор Котласской школы искусств № 7 «Гамма», считает, что их школа выполняет именно такую роль. В небольшом городе вокруг такого учебного заведения как бы сами собой возникают силовые линии, которые поддерживают культурный каркас города.
С четвёртой попытки
Но для начала мне хотелось поговорить с Татьяной Евгеньевной на весьма тонкую тему — о таланте и о том, как его определить в самом раннем возрасте. Ведь в школу принимают с четырёх лет. Понятно, что существуют технологии, помогающие определять способности претендентов учиться музыке или заниматься другими видами творчества. Но всегда ли они действуют безошибочно?
И правильно ли объявить маленькому человеку, что он непригоден заниматься тем, к чему стремится? О том, что способностей у него для этого нет…
Вместо ответа Татьяна Евгеньевна рассказала свою собственную историю. Оказывается, что её не брали в музыкальную школу четыре года подряд! А поступить она пыталась в Вычегодскую музыкальную школу, которая, кстати, сейчас вошла в состав «Гаммы». И четыре раза ей отказывали, объяснив, что у неё нет музыкальных способностей.
— Для поступления в музыкальную школу у меня была своя мотивация, — рассказывает Татьяна Евгеньевна. — Мне нравился один мальчик, который играл на баяне. И я хотела тоже, как и он, играть на этом музыкальном инструменте. Но меня не взяли потому, что я не смогла передать мелодию голосом, то есть спеть. Я очень огорчалась, плакала, но готовилась к поступлению, приходила на прослушивание на следующий год, но меня снова отправляли обратно.
Видимо, логика была такая, что если способностей нет, то они со временем не появятся, сколько ни старайся.
Татьяна Евгеньевна говорит, что на самом деле это не так и способности развить можно, в частности слух, с ритмом посложнее. Но тогда её мама говорила, что у неё самой не было слуха — она никогда не пела. И выходило, что по наследству передавать было нечего. Значит, и надеяться тоже было не на что.
По словам Татьяны Евгеньевны, в то время директором Вычегодской музыкальной школы работал её же основатель, очень уважаемый в посёлке человек, Анатолий Михайлович Балабан.
— Не выдержав моих страданий, к нему пришёл мой папа и сказал: «Анатолий Михайлович, возьми её ради бога — ребёнок четыре года поступает, плачет, но стоит на своём», — вспоминает Татьяна Евгеньевна. — То есть попросил дать мне шанс. Анатолий Михайлович согласился, при этом сказал, что через два месяца я всё равно школу брошу…
Это пример того, что даже столь серьёзные и уважаемые педагоги могут ошибаться. Татьяна Евгеньевна рассказывает, что она не только не бросила школу, но у неё даже не было кризиса, который наступает почти у всех учеников музыкальной школы через какое‑то время. Это когда хочется забросить музыкальный инструмент и порвать ноты.
— Возможно, я единственная из всех учеников школы, кто избежал этого кризиса, — говорит Татьяна Евгеньевна, — столь счастлива я была тем, что моя мечта сбылась.
Впоследствии эта сбывшаяся мечта стала её профессией и, в общем‑то, судьбой. По словам Татьяны Евгеньевны, ей очень повезло, что она попала в руки опытного и внимательного педагога, каким была преподаватель по классу баяна Людмила Борисовна Невзорова. Татьяна Евгеньевна вспоминает, что она была весьма требовательна, но при этом на каждом уроке создавала творческую атмосферу, в которую ученики погружались с большим удовольствием. А баян стал их любимым инструментом навсегда, даже если они выбрали профессию, не связанную с музыкой.
Татьяна Евгеньевна говорит, что она хорошо помнит этот свой детский опыт, когда в начале своего творческого пути оказалась отвергнутой. Поэтому в их школу сейчас берут всех. Но в подготовительный класс.
— Мы даём всем возможность попробовать себя, понять, к чему больше тянет, — объясняет директор. — Дети в столь раннем возрасте сами чаще этого не понимают. Бывает, что через своих детей родители хотят реализовать то, что у них не получилось в детстве. Важно также, чтобы нам не ошибиться, как это случилось в своё время со мной. А уж потом и сами дети с помощью родителей и педагогов будут определять, к какому виду творчества их больше тянет.
Поэтому в школе сформирована трёхступенчатая система образования — группы раннего развития, подготовительный класс и основной контингент.
— Таким образом мы стараемся дать шанс всем, кто хочет заниматься творчеством, — говорит Татьяна Евгеньевна, — как когда‑то такую возможность дал мне Анатолий Михайлович Балабан.
«Моё сознание пропитано музыкой»
Валентина Шкарипцкая в родную школу пришла, чтобы навестить преподавателей и пообщаться с директором. Валентина Викторовна — тоже пример того, как поступление в школу искусств сказалось на всей её дальнейшей судьбе. Вернее, музыка тоже стала её профессией и судьбой.
По словам Валентины Викторовны, в подготовительный класс «Гаммы» она пришла в пять лет, потом поступила в класс фортепиано, а в 2007 году школу окончила. Но музыкальное образование продолжила. Сначала окончила Сыктывкарское музыкальное училище, затем Петрозаводскую консерваторию, а после преподавала в Петрозаводске в музыкальной школе.
Но судьба сделала ещё один поворот: ей предложили работу концертмейстера в Московской духовной академии, которая находится в Сергиевом Посаде.
— Получается, что вся моя жизнь связана с музыкой, — говорит Валентина Викторовна. — Я сегодня захожу в нашу музыкальную школу и думаю — вот моя альма-матер, всё здесь начиналось.
Валентина Викторовна вспоминает, что во время учёбы было много слёз, трудностей, но побед тоже было много.
— Если бы такое случилось, что меня бы спросили — какую школу бы выбрала, общеобразовательную или музыкальную, выбрала бы музыкальную, — продолжает она. — Музыкальная школа вообще даёт многое — развивает вкус, также мы рано знакомимся с произведениями классической музыки, узнаём историю их создания. Мы изучаем классическую литературу потому, что, к примеру, либретто для опер в основном писались по этим произведениям. Я даже детям в музыкальной школе говорила, что они отличаются от других тем, что у них шире кругозор. Поэтому и восприятие мира другое. А моё сознание пропитано музыкой.
Ещё одно преимущество, которое даёт школа искусств, оказалось несколько неожиданным.
— Мы более стрессоустойчивые, — продолжает Валентина Викторовна. — Мы постоянно ездили на конкурсы, привыкли, что родителей рядом нет, надо всё делать самим. Конкурс — тоже стресс, надо уметь с ним справляться, мы этому тоже учились. И когда я поступила в училище, для меня не было стресса в том, чтобы жить в общежитии, вдали от дома. Знаю, как переживали по этому поводу мои ровесники, у которых такого опыта не было.
Светлана Владимировна Гордеева, преподаватель класса фортепиано, выпускница этой школы, работает здесь с 1989 года. Она говорит, что для выпускников школы искусств одноклассники, с которыми учились здесь, часто бывают ближе тех, с кем учились в обычной школе. Потому что здесь их связывают общие интересы, жизненный ритм, постоянная занятость. Это позволяет уметь организовывать своё время, больше успевать, не болтаться без дела.
Татьяна Евгеньевна буквально в тему вспомнила случай, когда девочка хотела заниматься музыкой, но мама была против потому, что у дочки были проблемы с учёбой в обычной школе.
— Я предложила попробовать, — рассказывает Татьяна Евгеньевна, — девочка стала заниматься музыкой с большим желанием, сумела организовать себя, подтянула оценки по всем предметам в школе. Главное — у неё появился стимул, любимое занятие, и в результате — вера в свои возможности.
Сейчас в школе искусств учатся семьсот детей, у каждого из них есть родители, друзья, знакомые. Они тоже невольно попадают в орбиту, которая, возможно, незаметно даже для них самих меняет их жизнь, наполняет новыми событиями и красками. И это для небольшого провинциального города весьма ощутимо.
Ярлычок. Но культурный
Ещё один шаг в деле воспитания не только учеников школы, но и их родителей и тех, кто находится рядом с ними, — в «Гамме» начали новый образовательный проект, который называется «Культурный ярлычок».
— Порой у нас не хватает общей культуры, — говорит Татьяна Евгеньевна. — Иногда люди просто не задумываются, как следует вести себя в той или иной ситуации. Бывает, что на концерт буквально прибегают в самый последний момент, не хотят снимать верхнюю одежду, а потом убегают из зала, когда ещё не смолкли аплодисменты. Мы в игровой форме решили показать, как это выглядит со стороны, а также, как должно выглядеть, если действовать по правилам.
Есть в этой рубрике и «общеобразовательные» ролики, например, как правильно здороваться или выбирать подарки. Эти ролики выложены на странице школы искусств «ВКонтакте». Я нашла и посмотрела некоторые из них, кстати, очень хорошо сделаны.
Спрашиваю — действуют ли такие сюжеты, есть ли результат?
— Да, действуют, — отвечает Татьяна Евгеньевна. — Узнавшие себя не обижаются — у нас забавные актёрские зарисовки, они оказались доходчивыми. Сейчас всё чаще на концерты родители наших учеников приходят нарядными, кто‑то берёт сменную обувь, мамы стали делать причёски. А от такого общего настроя создаётся атмосфера праздника. Но если наши гости привыкнут так себя вести на представлениях в нашей школе, то со временем это станет для них нормой. А значит, в городе поднимется общая культура.
Всё, кроме циркового искусства
— У нас работают 70 преподавателей и концертмейстеров, — рассказывает Татьяна Евгеньевна. — Очень важно, что педагогический коллектив у нас стабильный, а 40 педагогов — это выпускники нашей школы.
Директор называет и другие цифры, которые свидетельствуют о высоком профессионализме работников школы — пять из них имеют звание «Заслуженный работник культуры РФ», четыре преподавателя отмечены знаком «За достижения в культуре», один — почётный работник культуры Архангельской области.
В школе семь отделений — фортепианное, народно-оркестровое, хоровое, теоретическое, художественное, хореографическое и театральное. Как пошутила Татьяна Евгеньевна — всё, кроме циркового искусства.
Спрашиваю — какое из этих отделений самое востребованное? Оказалось, художественное. Там конкурс — три человека на место. Руководитель отделения — Инна Слибо, а ведущий преподаватель - Андрей Слибо, который является председателем Котласского объединения художников.
В тот день в школе собрался весь педагогический коллектив отделения. Впереди новый учебный год, что называется, надо сверить планы.
Почему столь востребовано это отделение, ответ прост — художники нужны везде. То есть в очень многих профессиях необходимы знания и навыки, которые можно получить на этом отделении. Среди учеников есть те, кто собирается поступать в художественные вузы или училища, а без профессиональной предподготовки, которую даёт школа, об этом не может быть и речи. Выпускники «Гаммы» учатся в Ярославском художественном училище, в Санкт-Петербургской художественной академии имени Ильи Репина, в Суздальском институте культуры, в колледже культуры и искусства города Владимира. Есть те, кто выбрал своей будущей профессией иконопись или реставрационные работы.
Но художественная подготовка нужна также дизайнерам, модельерам да и парикмахерам тоже будет полезна.
Театральное отделение школы сотрудничает с Котласским городским театром. А пять выпускников этого отделения выбрали для себя профессию, связанную с театром, они учатся в Ярославле и Санкт-Петербурге.
Учащихся теоретического отделения Татьяна Евгеньевна называет «бойцами невидимого фронта».
— Это музыкальная математика, — говорит она. — Они учатся играть на баяне или на фортепиано, изучают сольфеджио, музыкальную литературу, историю музыки, учатся слушать музыку, понимать её, анализировать.
Предполагаю, что из таких выпускников могут вырасти музыкальные критики, а это редкая профессия. И оказывается, что уже есть выпускники, которые учатся в консерватории, и их будущая профессия связана с музыкальной критикой.
— Особенно для нас важна преемственность, — говорит Татьяна Евгеньевна. — И она у нас присутствует на всех уровнях. Мы ученика, считай, за руку ведём с четырёх лет до пятнадцати, когда он учится в нашей школе. Если он поступает в колледж, мы всё равно рядом с ним. Придём на помощь, если случится какая‑то проблема. Мы держим связь с педагогами, которые его там учат, сможем что‑то посоветовать, ответить на их вопросы. Кстати, среди этих педагогов немало наших выпускников, которые тоже всегда поддержат выходцев из родной школы. Потом поддерживаем их, когда они после колледжа поступают в институт или консерваторию.
Поэтому возникло столько всевозможных переплетений — творческих и дружеских за годы работы школы, а открылась она в 1957 году.
У школы искусств «Гамма» есть ещё важная обязанность — она является методическим центром юга Архангельской области, координирует работу близлежащих школ региона, на данный момент это 12 школ. Там регулярно проводятся семинары, мастер-классы, издаются сборники, методические пособия, программы.
А школьные конкурсы и фестивали — отдельная тема, они известны не только в области, но и в стране. Конкурс юных художников «Синяя птица» в этом году прошёл уже 22‑й раз. Всероссийский конкурс исполнителей на народных инструментах «Новые имена» проходит в школе с 1994 года. Открытый региональный конкурс вокально-хорового творчества «Хрустальный перезвон» проходит с 2002 года с периодичностью раз в три года. 12 лет подряд весной в школе проходит фестиваль ансамблевого музицирования «Вдохновение», на котором учащиеся выступают и в роли солистов, и в роли концертмейстеров.
В среднем за год 600 учеников становятся участниками конкурсов, 400 из них — лауреаты и обладатели дипломов Гран-при.
Конечно, все эти конкурсы, фестивали и звания лауреатов, которые там получают ученики, важны. Но всё же важнее то, что школа создаёт особую атмосферу не только в своих стенах, но и за их пределами — в городе в целом. И город это оценил — недаром школа искусств «Гамма» носит звание «Гордость Котласа». Это знак её заслуг перед родным городом.
Так, городу повезло со школой, а школе — с городом.
Фото автора и со страницы школы искусств «Гамма» в соцсети «ВКонтакте»