Разбираемся вместе с архангельским психологом Ольгой Яреньгиной, директором АНО поддержки инициатив в области семьи, материнства, отцовства и детства «Новый взгляд».
Почему светит Солнце?
— Дети очень хорошо считывают наше волнение, — говорит Ольга Яреньгина. — Поэтому первое, что я посоветовала бы мамам и папам в начале нового учебного года — это успокоиться и выдохнуть!
Каждый новый год обучения — не «испытание», а лишь новая ступень знаний, этап развития вашего ребёнка. Несмотря на то что дети сегодня осваивают всё более сложные образовательные программы, задача родителей — не заниматься со школьником дома «как можно больше», а поддерживать тягу к знаниям. Акцентировать внимание на том, для чего мы, собственно, учимся — наполнять этот процесс смыслом.
Например, для чего изучают в школе такой предмет, как русский язык? Речь — отражение наших мыслей. Соответственно, чтобы мысли были в порядке, чтобы мы могли анализировать действительность, надо учиться грамотно писать, владеть своей речью. Учиться ориентироваться в мире литературы, чтобы в огромном многообразии жанров вынести что‑то близкое для себя. Обогащаем свою речь — пополняем словарный запас. Умение пользоваться в обыденной жизни метафорами, образными сравнениями — это и про способность поддерживать разговор, про то, что делает нас интересными собеседниками.
Математика необходима нам не только, чтобы решать примеры, но и для того, чтобы научиться анализировать свои доходы и расходы. Это основы финансовой грамотности. И любые знания, которые мы получаем в школе, будь то химия, физика или биология с географией, постоянно нас окружают. Как развиваются растения? Почему светит Солнце? Из-за чего происходит северное сияние? Поисковая активность заложена в каждом.
«Двойка — не катастрофа»
Образовательные школьные программы, которые постоянно меняются и совершенствуются, — это и определённый виток для родителей. С одной стороны, мы оказываем поддержку ребёнку, а с другой — вместе учимся чему‑то новому. «Надо же, а мне в пятом классе об этом не рассказывали… Преподавали совсем по‑другому! Как же интересно…»
Дайте ребёнку понять, что ошибаться, когда ты чему‑то учишься — нормально. Более того, без ошибок учиться невозможно. Ошибка — сигнал, над чем надо ещё поработать, в какой области знаний подтянуть свои компетенции. Да, двойка не самая приятная отметка, но это не катастрофа!
Не получилось сегодня? Есть завтрашний день. Что ты можешь сделать для того, чтобы завтра стать успешнее? Конкуренция важна, но в первую очередь конкурировать надо с самим собой. Объясните ребёнку, что в школу он ходит не для Марьи Ивановны, не для мамы с папой — а делает долгосрочные инвестиции в самого себя с точки зрения знаний.
«Ты должен! Обязан!»
Взаимодействие в школе со сверстниками и педагогами — тема, которая волнует многих родителей. Безусловно, бывают конфликтные ситуации, но не стоит делать поспешные выводы и занимать какую‑то определённую позицию.
Конечно, мы как родители всегда на стороне своего ребёнка. Но важно и разобраться в сути — прояснить причины случившегося. Каковы были претензии со стороны педагога? Какие требования не были выполнены? Расспросите поподробнее.
Или, например, очень частая ситуация, когда подросток отказывается носить школьную форму. Родители негодуют, в школе «прессуют» — замкнутый круг. Но любые действия мы совершаем, когда видим в них смысл. Зачастую в образовательных организациях и со стороны родителей дети слышат лишь установки: «Ты должен! Обязан!» А почему должен?
Детям нередко свойственно протестное поведение, особенно остро это касается подростков, когда они хотят отличаться и выделяться — претендуют на развитие «самости». И это классно, это надо учитывать — влияние возраста.
Но важно также пояснить детям, что есть некоторые правила в обществе. И носить школьную форму — это всё‑таки не про долженствование, а про соответствие — корпоративная одежда, свой стиль есть ведь во многих компаниях. Проявить понимание, взаимное уважение — не усиливать конфликт, а разъяснять смысл.
«Мне нравится твоя лошадь!»
Основная задача начальной школы — научить ребёнка учиться, что касается и отношения к домашним заданиям. Это не «прихоть учителя», чтобы ваше время занять, а просто процесс научения идёт благодаря многократному повторению. Ведь когда мы впервые садимся на двухколёсный велосипед, то тоже едем не сразу. Можем и падать, качество движений неловкое. Но, научившись «крутить педали», не забудем это уже никогда.
Домашнее задание необходимо, чтобы сформировать автоматизм — закрепить необходимый навык, чтобы в дальнейшем получалось легче. Главное — сохранять спокойствие. Это особенность работы нашего мозга — нейрофизиология. Мозг может полноценно учиться только в состоянии покоя. Поэтому побольше спокойствия всем нам.
Ну и, конечно, детям важна наша поддержка. К сожалению, мы часто не умеем произносить ободряющие слова. Подбегает сын-второклассник с рисунком: «Мама, посмотри! Я нарисовал лошадь!» А мама вроде бы и похвалила: «Да, Вася, хорошая лошадка…» И тут же опустила на землю: «Но бывало и получше…» И всё — рисовать больше не хочется.
А можно ведь и по-другому сказать: «Мне нравится твоя лошадь! Вижу, как ты старался… Смотри, как замечательно ушки получились! А гриву, на мой взгляд, можно сделать вот так…» И в этот момент подсказать.
Потому что есть зона актуального развития ребёнка — это то, что ребёнок может сделать сам. И есть зона ближайшего развития — то, что ребёнок может с помощью взрослого. Истинное развитие — освоение новых форм поведения — идёт именно в зоне ближайшего развития.
Размотать «клубок»
Просит дочка помочь с уроками? Помогите. Но постарайтесь всё‑таки размотать «клубок». В чём сложность? Что у дочки не получается? Можно и напрямую спросить: «Ты хочешь, чтобы я с тобой рядом посидела? Тебе спокойнее, когда я рядом?» Когда ребёнок идёт в школу, мы дистанцируемся: «Ты теперь старше, самостоятельнее!» Но он продолжает оставаться нашим ребёнком. И так же нуждается в заботе, любви, понимании.
Дети не могут сидеть за уроками постоянно. Смена деятельности — залог успешного обучения и того, что психика не переутомится. «Пока всё не сделаешь — из‑за стола не выйдешь! У всех дети, как дети, а ты лодырь!» Нет, это так не работает.
Физминутки, небольшие отвлечения — чайку попить, по комнате пройтись или просто с мамой пообниматься — это тоже важно. А вот сравнения, угрозы и родительские амбиции мотивацией никогда не являлись.
Между «молотом и наковальней»
«Я в тебя верю… Я знаю, что у тебя получится. Давай поразмышляем над этим вместе». Если в семье родителей двое, не стоит взваливать проверку домашнего задания как обязанность на кого‑то одного. Постарайтесь делегировать полномочия между собой. Когда ребёнок чувствует поддержку со всех сторон, он гораздо устойчивее ощущает себя в этом мире.
Родителей и педагогов также хотелось бы призвать к сотрудничеству — не надо занимать противостоящие лагеря. Дети оказываются между «молотом и наковальней». Ну не обязаны мамы и папы учеников владеть психолого-педагогическими знаниями. Они не учились методикам преподавания того или иного предмета. Кто‑то хорошо печёт хлеб, водит автобус или управляет самолётом. А педагог даёт знания.
Подсказать родителю, как с ребёнком лучше писать в прописи, как правильно решать с ним уравнение — дело учителя. Педагоги — трансляторы знаний. А родителям я посоветовала бы находить инструменты для выстраивания диалога: «Да, моему ребёнку трудно даётся математика. Порекомендуйте, пожалуйста, что я как мама могу сделать?»
Объятия и улыбка
Решает сын задачку и вдруг стукнул кулаком по столу? Выбежал со слезами… Дайте выразить свои эмоции. И когда вернётся, спокойно проясните: «Что случилось? Чем ты так расстроен?» Не торопитесь осуждать.
Мы все разные, и эмоциональные реакции у каждого тоже свои. И, возможно, удар кулаком по столу кому‑то помогает. Но при этом спросите ребёнка: «Вижу, ты сейчас разозлился… А как это можно по-другому выразить?»
Если дети постоянно подавляют свои эмоции, мы рискуем вырастить невротиков. Мозг в состоянии тревожности адекватно усваивать информацию не способен.
Но если научиться осознавать и называть свои эмоции, корректно их выражать, то и от удара кулаком по столу можно будет отказаться. Доброе слово, улыбка, объятия, чувство юмора — любовью ещё никого не удалось испортить.