Архангельский ученый выпустил книгу о малоизвестном типе рыболовных судов

Промысловые суда типа «ёла» использовались на Русском Севере более 80 лет — с 1860-х по 1940-е годы
Молодые строители ёл на Архангельской судоверфи в Соломбале (1944 год). Фото из фондов Государственного архива Архангельской области
Автор книги, ведущий научный сотрудник ФИЦКИА УрО РАН Руслан Давыдов

Ёла — это небольшое (в длину обычно около 10 метров или чуть больше, с командой из трёх-четырёх человек) парусно-гребное деревянное судно норвежского происхождения. На севере России они использовалось главным образом у Мурманского побережья для рыболовства. Также до революции на ёлах перевозили почту, совершали разъезды полицейские и командированные чиновники.

Об особенностях этого типа корабля рассказал в научной монографии «Промысловые суда типа „ёла“ на Европейском Севере России и РСФСР (1860-е — 1940-е гг.)» ведущий научный сотрудник Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики имени академика Н. П. Лавёрова Уральского отделения РАН, историк Руслан Давыдов.

Обложка новой монографии «Промысловые суда типа „ёла“ на Европейском Севере России и РСФСР (1860-е — 1940-е гг.)»

Обложка новой монографии «Промысловые суда типа „ёла“ на Европейском Севере России и РСФСР (1860-е — 1940-е гг.)»

Новая книга появилась во многом благодаря случаю.

 — Как известно, историкам, занимающимся изучением того или иного вопроса, в процессе работы попадает масса материалов, вроде бы и не нужных в данный момент, но интересных, которые откладываются, аккумулируются в виде листов с выписками, копиями документов, чертежей, фотографий. Со временем подборка материалов, собиравшихся на протяжении лет — между делом, от случая к случаю, хаотично — может перерасти в книгу: количество перейдет в новое качество, — рассказывает Руслан Александрович.

Еще в 1990-е годы исследователь встретил в книгах и неопубликованных архивных документах упоминания о судах, называемых «ёлами», и завел папку с соответствующим названием, куда помещал все, что относилось к этим судам.

Распространение ёл на Русском Севере началось в 1860-х годах по инициативе известного естествоиспытателя и философа Николая Яковлевича Данилевского. Во время своей экспедиции по Северу России и Норвегии он обратил внимание на суда этого типа в Норвегии и рекомендовал Министерству государственных имуществ стимулировать различными наградами и денежными премиями жителей Архангельской губернии к их строительству.

Инициатор распространения ёл на Русском Севере в 1860-х годах Николай Данилевский

Инициатор распространения ёл на Русском Севере в 1860-х годах Николай Данилевский

Автор монографии обращает внимание: не следует отождествлять норвежские промысловые «ёлы» XIX — начала XX веков с популярными среди яхтсменов XX века иолами (yawl), а также известными морякам ялами: спортивные парусники и популярные в нашей стране шестивесельные ялы — это совсем другие суда.

— Еще несколько лет назад у меня было представление, что строительство и использование ёл, появившихся в Архангельской губернии в 1860-е годы, в эпоху так называемых Великих реформ (из которых первой обычно вспоминают отмену крепостного права), прекратилось вскоре после окончания интервенции и гражданской войны на Севере — в начале 1920-х годов. Однако оказалось, что это не так. Примерно в конце 2021 — начале 1922 года я узнал о проекте Фонда президентских грантов «Цифровой архив Соломбальской судоверфи». Евгений Викторович Шкаруба — известный исследователь, популяризатор морских практик и традиционного северного судостроения, а также его коллеги и друзья из организации «Товарищество поморского судостроения» оцифровали и разместили в бесплатном открытом доступе архив конструкторского бюро Соломбальской судостроительной верфи. Уникальные чертежи и фотографии, преимущественно 1940-х — 1950-х годов сейчас доступны для скачивания всем желающим. Среди прочего, там были и чертежи, и фотографии ёл, строившихся на местной судоверфи в Соломбале (которую, кстати, не надо путать с «Красной Кузницей») в годы Великой Отечественной войны, — рассказывает историк.

По словам ученого, архив судоверфи оказался искусственно разделен на части. Одна часть делопроизводства верфи в свое время была передана в Государственный архив Архангельской области. Там сохранились разного рода планы, отчеты, документы отдела кадров, бухгалтерии и др., причем не в полном объеме. Другую часть архива Архангельской судоверфи — преимущественно чертежи и фотографии — смогли сохранить в 1990-е — 2000-е годы сотрудники предприятия, понимающие их историческую ценность.

Знакомство с чертежами ёл 1940-х годов из «Цифрового архива Соломбальской судоверфи» стало для Руслана Давыдова тем самым случаем, который и побудил историка обратиться к его собственной архивной папке, где хранились данные о ёлах, построенных жителями Архангельской губернии в 1860-е — 1910-е годы.

— Примерно за полтора года я свел воедино свои старые наработки о дореволюционной истории ёл, которые не публиковал раньше, и добавил результаты своих новых исследований в Государственном архиве Архангельской области в 2022 году, касающиеся строительства ёл в Соломбале в годы Великой Отечественной войны, использовав в качестве иллюстраций отдельные чертежи ёл, недавно выложенных в открытый доступ в «Цифровом архиве Соломбальской судоверфи», — поясняет Руслан Давыдов.

Книга выпущена издательством Уральского отделения Российской академии наук. Монография сравнительно небольшая по объему (140 страниц), она содержит свыше 50 иллюстраций и написана, как заметили рецензенты, живым, понятным даже не специалистам языком.

Особый интерес у рецензентов книги, профессиональных историков, вызвала третья глава, рассказывающая о строительстве ёл в Соломбале в годы Великой Отечественной войны, которое велось преимущественно подростками (их детские, но не по годам серьезные лица смотрят со старых фотографий). Подростки трудились под руководством немногочисленных рабочих, не годных к мобилизации по инвалидности. Не менее 340 ёл были построены на верфи в 1943–1946 годы. В книге цитируются короткие, но страшные по содержанию телеграммы и другие документы, показывающие, в каких тяжелых условиях подростки начинали строить ёлы в 1943 году.

Ёлы строились тогда из отечественных пиломатериалов, на основе разработанных советскими специалистами комплектов чертежей и технологических процессов. По словам Руслана Давыдова, пропагандисты того времени, могли с полным основанием назвать их «нашими, советскими ёлами».

В заключении к книге автор замечает, что некоторые вопросы остаются открытыми. Какие решения, документы послужили основанием доставки подростков-переселенцев в Архангельск для работы на верфи? Какими были критерии их отбора? Конкретно — сколько их было и откуда их привезли? Где и как они жили в Архангельске, в каких бытовых условиях? Как сложилась их дальнейшая судьба?

— Можно с большой долей уверенности предположить, что в данном случае речь идет (это прозвучит пафосно, но верно) о неизвестных, незаслуженно забытых героях трудового фронта Великой Отечественной войны, большинства из которых уже нет в живых. Эту часть истории судов типа «ёла» в Российской империи и РСФСР 1860-х — 1940-х гг. еще только предстоит написать. Предполагаю, что это будет не просто, и потребует времени, — пишет историк.

Книга Руслана Давыдова находится в открытом доступе. Пока ее можно бесплатно скачать с сайта Научной электронной библиотеки elibrary.ru, предварительно зарегистрировавшись (https://www.elibrary.ru/item.asp?id=67806747 ). Автор предполагает разместить монографию на других интернет-ресурсах, сделав ее доступной для бесплатного скачивания или чтения всеми желающими, сообщили в пресс-службе ФИЦКИА УрО РАН.

Фотографии предоставлены пресс-службой ФИЦКИА УрО РАН

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.