То, что делает Юлия Воронцова, можно смело назвать авторским осмыслением исторических и социальных процессов. Она в художественной форме сохраняет образы уходящих, разрушающихся домов столицы Поморья, используя нетривиальные творческие инструменты и личные ассоциации.
Сама девушка называет это «коллажной живописью», которая дополняется порой самыми неожиданными материалами – веточками, нитями, кружевами, бисером, даже праздничными свечками или накладными волосами (в зависимости от идеи). Для некоторых работ с домами после пожара используются сгоревшие спички.
Интересно, что Юля — художница-самоучка, творит в свободное время от обучения в САФУ (культурология и юриспруденция) и научной деятельности.
Дома – живые организмы
Рисовала Юля с детства, причем интересовала ее именно архитектура. Но со временем захотелось создавать что-то осмысленное, с собственной историей и глубоким подтекстом. В 2021 году, после переезда в центр Архангельска, у художницы появился интерес к умирающим деревяшкам и их исследованию, а также к образному контексту, в котором мог существовать тот или иной дом, если подключить фантазию и эмпатию.
Отношение к архитектурным объектам как к живым и все чувствующим, любовь к Северу, его истории и культуре — всё вместе легло в основу художественного проекта «Деревянная трагедия». С его помощью художница символично показывает переход от жизни к смерти, помогает интерпретировать обычные вещи, заметить красоту даже в увядании.
–
В
моем проекте все дома – живые организмы,
своими работами я показываю их внутренний
мир. Я чувствую, что обреченные и
заброшенные дома испытывают боль и
безысходность, и посредством творчества
показываю их ощущения. Моя цель: побудить
интерес к истории и судьбе домов и
заставить зрителей сопереживать
объектам, - говорит автор проекта.
Сорок любимых домов
В
коллекции Юлии сейчас больше сорока
работ и при этом, она отмечает, что
одинаково любит все. Она может долго их
рассматривать и набираться вдохновения
на воплощение новых идей. По ее словам,
есть менее сильные работы по смысловой
составляющей, есть более выигрышные,
но без первых не было бы вторых.
При
этом у художницы нет единого четкого
алгоритма создания своих «домов», но
обычно происходит так:
- У меня сперва возникают образы, затем я уже смотрю на дома, пытаюсь сопоставить с их историей, ракурсом, цветом. Иногда сразу вижу, как определенный дом хочу интерпретировать, – говорит Юлия.
Она отмечает, что в основном создает так называемые фантазийные гибриды, где сами дома или их части могут быть видоизменены, а могут и вовсе формировать другой объект. Например, в работе «В некотором царстве» нарисованы в виде матрешки три дома с улицы Красноармейской.
- Мне пришла такая ассоциация из-за того, что у каждого последующего дома было на одно окно больше, - отмечает художница. - Да и средоточие в одном месте таких сказочных домов само по себе вдохновляло на создание именно «теремка».
Или, к примеру, одна из недавних работ – «Деревянная высотка» – воплощает образ, который сочетает в себе знаковые символы прошлого и отличительные черты современности.
- Образ высотки стал культовым в современном представлении города Архангельска, поэтому я решила нарисовать каменную высотку, переходящую в компиляцию из зданий, расположенных в Малых Карелах, - делится Юлия.
Есть в коллекции художницы и серия «Морожены дома» (с отсылкой к Степану Писахову), которую она создавала, чтобы передать морозный колорит суровой архангельской зимы.
- Изначально я нарисовала две работы: дом с Сульфата «Морожены дома, I часть» и триптих из трех домов, расположенных на Суфтина «Морожены дома, II часть». Но позже «мороженными домами» начала называть все свои морозные и холодные работы, - отмечает художница.
Дальнейшая судьба
Если судьба реальных деревяшек, как правило, предрешена (многие уже разрушены окончательно), то фантазийным домам Юли повезло больше. Не менее интересен их путь после создания: художница эффектно фотографирует их или снимает видео, соединяя, как правило, с «первоисточником», что смотрится как отдельный арт-объект, не только оригинально, но и очень эмоционально!
Нередко,
исходя из интереса зрителей к определенным
зданиям, печатаются открытки с изображением
работ. Многие хотят купить оригинальные
картины, но свои большие работы автор
не продаёт, в связи с чем родилась идея
создавать рукодельные открытки и магниты
по мотивам уже существующих образов
домов. А сейчас разрабатываются концепты
для будущих украшений (серьги и кулоны),
шопперов, наклеек и свечей.
Также в
планах у Юлии проведение мастер-классов
по созданию открыток и участие в
выставочных проектах, ближайший из
которых уже этой осенью.
Кто бы мог подумать, что человеческое внимание к умирающим деревяшкам перерастёт в масштабный творческий проект, который вызовет столь живой интерес у архангелогородцев.
Елена Попова
Фото Юлии Воронцовой