Северянка воссоздаёт образы архангельских «деревяшек»

В ее коллекции более сорока «фантазийных гибридов» домов

То, что делает Юлия Воронцова, можно смело назвать авторским осмыслением исторических и социальных процессов. Она в художественной форме сохраняет образы уходящих, разрушающихся домов столицы Поморья, используя нетривиальные творческие инструменты и личные ассоциации. 

Сама девушка называет это «коллажной живописью», которая дополняется порой самыми неожиданными материалами – веточками, нитями, кружевами, бисером, даже праздничными свечками или накладными волосами (в зависимости от идеи). Для некоторых работ с домами после пожара используются сгоревшие спички.

Интересно, что Юля — художница-самоучка, творит в свободное время от обучения в САФУ (культурология и юриспруденция) и научной деятельности.


Дома – живые организмы

Рисовала Юля с детства, причем интересовала ее именно архитектура. Но со временем захотелось создавать что-то осмысленное, с собственной историей и глубоким подтекстом. В 2021 году, после переезда в центр Архангельска, у художницы появился интерес к умирающим деревяшкам и их исследованию, а также к образному контексту, в котором мог существовать тот или иной дом, если подключить фантазию и эмпатию. 

Отношение к архитектурным объектам как к живым и все чувствующим, любовь к Северу, его истории и культуре — всё вместе легло в основу художественного проекта «Деревянная трагедия». С его помощью художница символично показывает переход от жизни к смерти, помогает интерпретировать обычные вещи, заметить красоту даже в увядании.

– В моем проекте все дома – живые организмы, своими работами я показываю их внутренний мир. Я чувствую, что обреченные и заброшенные дома испытывают боль и безысходность, и посредством творчества показываю их ощущения. Моя цель: побудить интерес к истории и судьбе домов и заставить зрителей сопереживать объектам, - говорит автор проекта.


Сорок любимых домов

В коллекции Юлии сейчас больше сорока работ и при этом, она отмечает, что одинаково любит все. Она может долго их рассматривать и набираться вдохновения на воплощение новых идей. По ее словам, есть менее сильные работы по смысловой составляющей, есть более выигрышные, но без первых не было бы вторых.
При этом у художницы нет единого четкого алгоритма создания своих «домов», но обычно происходит так:

- У меня сперва возникают образы, затем я уже смотрю на дома, пытаюсь сопоставить с их историей, ракурсом, цветом. Иногда сразу вижу, как определенный дом хочу интерпретировать, – говорит Юлия.

Она отмечает, что в основном создает так называемые фантазийные гибриды, где сами дома или их части могут быть видоизменены, а могут и вовсе формировать другой объект. Например, в работе «В некотором царстве» нарисованы в виде матрешки три дома с улицы Красноармейской.

- Мне пришла такая ассоциация из-за того, что у каждого последующего дома было на одно окно больше, - отмечает художница. - Да и средоточие в одном месте таких сказочных домов само по себе вдохновляло на создание именно «теремка».

Или, к примеру, одна из недавних работ – «Деревянная высотка» – воплощает образ, который сочетает в себе знаковые символы прошлого и отличительные черты современности.

- Образ высотки стал культовым в современном представлении города Архангельска, поэтому я решила нарисовать каменную высотку, переходящую в компиляцию из зданий, расположенных в Малых Карелах, - делится Юлия.

Есть в коллекции художницы и серия «Морожены дома» (с отсылкой к Степану Писахову), которую она создавала, чтобы передать морозный колорит суровой архангельской зимы.

- Изначально я нарисовала две работы: дом с Сульфата «Морожены дома, I часть» и триптих из трех домов, расположенных на Суфтина «Морожены дома, II часть». Но позже «мороженными домами» начала называть все свои морозные и холодные работы, - отмечает художница.



Дальнейшая судьба

Если судьба реальных деревяшек, как правило, предрешена (многие уже разрушены окончательно), то фантазийным домам Юли повезло больше. Не менее интересен их путь после создания: художница эффектно фотографирует их или снимает видео, соединяя, как правило, с «первоисточником», что смотрится как отдельный арт-объект, не только оригинально, но и очень эмоционально!

Нередко, исходя из интереса зрителей к определенным зданиям, печатаются открытки с изображением работ. Многие хотят купить оригинальные картины, но свои большие работы автор не продаёт, в связи с чем родилась идея создавать рукодельные открытки и магниты по мотивам уже существующих образов домов. А сейчас разрабатываются концепты для будущих украшений (серьги и кулоны), шопперов, наклеек и свечей.
Также в планах у Юлии проведение мастер-классов по созданию открыток и участие в выставочных проектах, ближайший из которых уже этой осенью.

Кто бы мог подумать, что человеческое внимание к умирающим деревяшкам перерастёт в масштабный творческий проект, который вызовет столь живой интерес у архангелогородцев.


Елена Попова

Фото Юлии Воронцовой

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.