Новодвинские мастерицы тридцать лет возрождают народные северные орнаменты

Народного мастера Галину Челпанову в родном Новодвинске знают многие
У пинежских варежек особые «напевы»
Галина Челпанова: «В каждом орнаменте скрыт свой смысл»
Новодвинская «варежка-великанша» удивила Юрия Вяземского
В центре композиции – белые рукавички невесты, а трёхпалые – варежки звонаря
Северные варежки как оберег
На выставке в Центре просветительской деятельности
«Мастеровые поморы» за работой
Ногам – тепло, сердцу – радость

Да и не только в Новодвинске. Галина Александровна — победитель региональной общественной награды «Достояние Севера», председатель областной общественной организации содействия сохранению народной поморской культуры «Мастеровые поморы». А ещё она создатель уникального народного музея, который прославил Новодвинск как «колыбель поморской варежки».

Как одна семья

В 2020 году проект творческой студии орнаментального вязания, которой руководила Галина Челпанова, стал победителем Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика» в номинации «Укрепление межнационального мира и согласия» — Новодвинск тогда получил субсидию 75 миллионов рублей на развитие народных ремёсел и укрепление межнационального мира и согласия.

Этой осенью «Музею поморской варежки» исполнится пять лет, а творческому коллективу его мастериц-рукодельниц — тридцать.

– Обычно ведь как бывает? Кружки создаются уже при действующих музеях, — говорит Галина Челпанова, — а у нас в Новодвинске получилось наоборот — при творческом коллективе образовался музей. Вот сейчас потихоньку готовимся к юбилею — обновляем коллекцию, — кивает на мастериц, склонившихся над вязанием.

Посредине длинного стола — горка разноцветных клубков. В тишине слышно, как стучат спицы. Мастерицы вяжут реплики — точные копии старинных варежек. Вяжут для разных выставок — сразу по несколько экземпляров.

Здесь же, в мастерской, хранятся и остальные экспонаты «Музея поморской варежки» — сотни северных орнаментов, образцы традиционного вязания округов Архангельской области: Лешуконского, Мезенского, Пинежского…

– Спасибо Новодвинскому дому культуры, предоставил нам помещение. Надеемся, закончится скоро ремонт по адресу Мельникова, 4, — поясняет Галина Александровна, — там будет центр общественных инициатив по сохранению народных традиций. И на первом этаже планируется обустроить наш музей.

Рассказывает, что до этого «Музей поморской варежки» располагался неподалёку, в бывшем детском саду. Но здание было старое — пожарные закрыли. Витрины и часть экспонатов музея мастера вывезли сейчас в Архангельск — разместили в САФУ, в Центре просветительской деятельности.

– Мы благодарны университету и Российскому обществу «Знание» за поддержку и сотрудничество, — говорит Галина Челпанова. — Центр просветительской деятельности — наш совместный проект.

«Мастеровые Поморы» — это больше сорока вязальщиц. И, по словам Галины Челпановой, все давно уже как одна семья. Вяжут много и с радостью. И не только варежки. Поморские рубахи, чулки, носки, жилеты… За последние два года, например, полторы тысячи пар носков связали для наших солдат на СВО. Вязали и для Архангельского регионального перинатального центра — новорождённым. А недавно мастериц попросили связать партию носков для мужского монастыря.

«Найти и сохранить»

Но самая основная деятельность «Мастеровых Поморов» — продвижение северных орнаментов. В мастерской так и говорят: «Мы тут все живём под одним девизом „Найти и сохранить“».

Первую мастерскую северного художественного вязания Галина Челпанова создала в Новодвинске ещё в 1994 году, когда пришла на работу в городской детско-юношеский центр. Мастерская эта была непростая — этнографическая. С неё, в общем‑то, всё и началось…

– По профессии я инженер-технолог, окончила АЛТИ, — поясняет Галина Александровна. — Но постепенно, ещё когда училась, поняла, что производство — это не моё. Душа лежала к творчеству. А ещё всегда мечтала быть учителем. И вот, наверное, по зову души пришла в ДЮЦ. И начала учить тому, что умела, что самой досталось в «наследство» — рукоделию.

— Бабушка моя, Евгения Ивановна, родом была из Вельского района, — вспоминает Галина Челпанова. — Она и шила, и ткала, пряла, вязала. Причём была настоящим приверженцем народных традиций. Всё делала так, как её саму когда‑то научили. Помню, на всех рукавицах бабушка вывязывала красный обручок возле запястья. И мне ещё совсем маленькой так было интересно — что же это за шнурочек? Но для чего он, бабушка объяснить не могла. Лишь улыбалась: «Ну так положено, Галюшка…»

А сама я вязать стала, наверное, классе во втором. Это уже мама отправила меня в кружок вязания. Смешно сейчас вспоминать, но я в детстве частенько варежки теряла, — признаётся Галина Александровна. — И мама сказала: «Когда сама варежки вязать будешь, то и хранить их научишься». И получается, что я до сих пор слышу то мамино напутствие — вяжу и храню…

«Тайна» обручка

За новыми народными орнаментами вязальщицы этнографической мастерской много лет ездили в экспедиции по деревням Архангельской области. Общались с мастерицами, узнавали старинные секреты, технологии вязания — срисовывали, фотографировали орнаменты. И потом так же тщательно повторяли рисунки сами — реставрировали и создавали реплики.

– Это была большая исследовательская работа, — кивает Галина Александровна. — Ведь в каждой местности находились свои излюбленные орнаменты, своя символика была, цветовая гамма. Информацию, собранную по крупинкам, мы тщательно обрабатывали — с литературными источниками сверяли. Девчонки мои и научные труды писали, и на конференциях с докладами выступали — делились знаниями. Некоторые потом связали свою дальнейшую судьбу с этнографией.

По словам Галины Александровны, в экспедиции в одной из деревень, беседуя со старыми мастерицами, она раскрыла и «тайну» того самого обручка, что вывязывала на запястье её бабушка — оказалось, что это оберег от сглаза.

– А сколько ещё было открытий! — восклицает Галина Челпанова. — Например, в деревне Уне мы нашли старинные рукавички, которые сохранились в одной семье как реликвия — оказалось, что это самые настоящие варежки поморской невесты. Наполовину белые, вязались они, начиная с бахромы… Я скопировала рисунок, реплику создала. И сейчас варежки невесты могут увидеть все — они выставлены в Центре просветительской деятельности.

Притяжение орнамента

Постепенно, вслед за детьми, в «народный кружок» Галины Челпановой потянулись и взрослые мастерицы Новодвинска. Каждый в студии находил что‑то своё. Но всех, словно ниточка, объединяли любовь к творчеству и желание прикоснуться к народной культуре, истории. Орнаменты притягивали.

– Это какое‑то исцеляющее творчество, — признаётся мастерица Инна Кордонец. — Вяжешь орнамент — и душа поёт, радуется. Особенно нравятся мне пинежские «напевы» — вязание яркое, писаное, самобытное.

– Я в студии вязания около десяти лет, — рассказывает другая мастерица Надежда Киселёва. — Попала сюда, можно сказать, случайно. Просто шли с подругой мимо, увидели варежки с орнаментом на стенде — залюбовались. А Галина Александровна заметила, пригласила: «Если хотите научиться — приходите!» И вот всё учусь и учусь. Благодарна за науку.

Кстати, именно Надежда Киселёва — одна из авторов самой большой варежки, что сейчас является арт-объектом музея, — двухметровой «великанши». На её вязание у мастериц две недели ушло!

– Одну половину рукавички связала Надежда Валентиновна, а вторую — Елена Клавдиевна Королёва, — поясняет Галина Александровна. — Ну, а я собрала, обвязала верх. Варежка сейчас выставлена в Центре просветительской деятельности САФУ. Она символ тепла семейного очага. И все посетители выставки обязательно с варежкой фотографируются — на счастье.

«Почему у варежки три пальца?»

К слову, своими размерами «варежка-великанша» удивила и ведущего популярной передачи «Умники и умницы» Юрия Вяземского, когда он весной приезжал в Архангельск.

Но больше всего, по словам Галины Челпановой, на музейной выставке учёного поразили варежки звоноря — с тремя пальцами.

– Мы Юрию Павловичу задали вопросы: «Кто носил такие варежки? Почему у варежки три пальца?» — вспоминают мастерицы. — А он в ответ пошутил, что сразу «уходит со всех трёх дорожек». И когда узнал ответ, был очень впечатлен. Сказал, что и сам хотел бы иметь такие варежки.

– А мы, кстати, ему их уже и связали, — уточняет Галина Александровна. — В гости осенью ждём — будет от всех нас подарок.

В «Музее поморской варежки» есть и совсем удивительные рукавички — маленькие, меньше сантиметра. Из самой тонкой пряжи, иголочками для шитья кожи их связала в прошлом году новодвинская мастерица Вера Федосимова, дочь Галины Александровны. И попала с крошечными рукавичками прямиком в книгу рекордов России.

– Вязала их наша Вера пять часов под лупой, — поясняет Галина Челпанова. — Варежки хоть и маленькие, но самые настоящие, поморские — с пальчиком, с орнаментом. Всё как полагается.

Секрет — в кипятке

Из экспедиций по Архангельской области привезли мастерицы и почти утраченную технологию вязания деревянными иглами варежек-дельниц. В музее они тоже есть.

– Мужчины обычно вязали их сами, — поясняет Галина Челпанова, — нитки брали с собой на промысел. Иглы выстругивали. Вязали сверху вниз как трапецию. И вначале варежки выходили огромными, немного несуразными… Но был свой секрет. Их варили в кипятке — варежки сжимались, принимали нужную форму, становились плотными.

Или вот такие необычные рукавицы, — Галина Александровна достаёт из коробки ещё один экспонат. — Видите, сразу с двумя большими пальцами. Кажется, зачем? Народ на Севере был практичный. Второй палец рукавицы заправляли как карманчик. И когда основной поизносится — доставали запасной.

А ещё, по словам мастериц, наши северные варежки «любят счёт». И своей геометричностью в орнаменте отличаются от всех других рукавичек.

– Например, в лешуконских, мезенских орнаментах чередование петель нечётное, — рассказывают мастерицы. — В поморском вязании, где восьмиконечные звёзды, — чётное и нечётное. Сколько петелек по горизонтали, по вертикали — линеечку прикладываешь, считаешь, чтобы не сбиться, не напутать. Если хоть одну петельку связал не так — всё, сбивается весь смысл! Северные орнаменты требуют большой усидчивости. А так, — улыбаются мастерицы, — справится любой. Главное — душу вложить. В наших северных орнаментах много магии.

Брать и «читать»

– Если мы возьмём варежки средней полосы России, то там в орнаментах в основном цветочки да ягодки, — говорит Галина Александровна. — А у нас, может, и меньше яркости, но в каждом орнаменте свой скрытый смысл — символы жизни, изобилия, символы плодородия.

На поморских варежках в разных вариантах часто присутствует восьмиконечная звезда Богородицы. Поэтому, по словам мастеров, варежки северные больше как оберег — несут послания из прошлого, которые хочется разгадать. Поморскую варежку можно брать и «читать». Энергетика у них особая.

– Надеваешь рукавичку со старинным орнаментом, какой предки наши носили, и понимаешь умом, что это копия, — говорит Галина Александровна, — но сердцем всё равно чувствуешь невидимую связь — словно переносишься в прошлое.

— Много лет назад у нас случай был, — вспоминает Галина Челпанова. — В посёлке Умба мы принимали участие в фестивале, работали на выставке-ярмарке. Разложили свои изделия, было много среди них пинежских варежек. И проходила мимо женщина в возрасте, серьёзная такая. И вдруг резко замерла возле нашего стеллажа. Даже в лице вся изменилась. А потом раскинула руки — и прямо на варежки сверху легла. Мы с мастерицами переполошились, заволновались, подбежали: «Вам плохо? Может, помощь нужна?» А она тихонечко так говорит: «Девоньки, это же родина моя…» Оказалось, что семья её очень давно была выслана на Кольский полуостров из Пинежского района. И она увидела наши варежки — вспомнила, узнала «свои» рукавички…

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Наталья ПАРАХНЕВИЧ, фото автора и Вероники Шехониной