На запрос в интернете о самых известных росписях в стране получаем такой ответ: «Городецкая и палехская, гжельская и жостовская, хохломская и мезенская росписи на сегодняшний день являются невероятно узнаваемыми и востребованными не только в нашей стране, но и в различных уголках мира».
Интересно, что все эти росписи, кроме мезенской, возникли в центральной части России, их объединяет яркость красок, даже гжели, где используется только синий цвет. Из общего — в основе цветы, где‑то есть сюжетные картины — хороводы, катание на лошадях, гулянья. Неспециалист легко может перепутать эти стили.
И только одна из этих особо востребованных сегодня росписей, мезенская, родилась в северной деревне Палащелье, вдали от центра страны. И её стиль отличается кардинально — если один раз увидишь красного тонконогого мезенского коня, то не забудешь никогда и ни с чем его не спутаешь. Он совершенен в своей простоте линий. А ещё, глядя на известные росписи, можешь представить, как они создавались, как подбирались цвета, приукрашивались сюжеты, увиденные в реальной жизни.
А откуда пришёл красный конь? Ничего подобного в жизни нет, тем более в мезенской, где лошади одноимённой породы крепкие и приземистые. А ещё в мезенской росписи обитают олени, птицы, деревья, встречаются семена растений, ромбы, всевозможные фигурки и завитки, которые явно несут информацию, но не ту, которую видишь «невооружённым оком». И это тайна. А тайна, как известно, привлекает, потому что её хочется разгадать или постичь. И это тоже, видимо, делает роспись столь востребованной.
Мезенская роспись стала известна относительно недавно — в XIX веке. Но ведь, правда, трудно представить, что её кто‑то взял и придумал. Хотя известны не просто мастера, которые ею владели, а целые династии. И секреты мастерства передавались по мужской линии из поколения в поколение. И ближе кажется версия специалистов, которые считают, что её корни уходят к наскальным рисункам, и не только тем, которые встречаются на Русском Севере, но и в других странах мира.
Конечно, мастера линии совершенствовали, изображениям придавали особые смыслы, вкладывали в них послания с учётом собственных традиций и мировоззрения. Притом в росписи используются два цвета — красный, чёрный, а ещё переходной — серый.
Обычно в том или ином регионе занимаются «родной» росписью — она близка и понятна. Мезенской росписью занимаются по всей стране, например, уроки этой росписи можно взять и в Гатчине, и в Камчатском досуговом центре.
На сайте интернет-издания «Калужская неделя» нашла публикацию, которая называется «От Архангельской губернии до Калуги: как мезенская роспись помогла Наталье Каменщиковой найти свои корни». Наталья говорит: «Роспись наполняет меня энергией, дарит спокойствие и силу. Погружаешься в прошлое, замедляешься, выходишь из гонки за многозадачностью. Но это тяжёлый физический труд и большая интеллектуальная работа. Благодаря изучению мезенской росписи мне захотелось узнать собственные корни и историю моей семьи».