На некоторых он побывал в компании своего персидского кота Капитана, которого брал в путешествия. Потому на выставке можно увидеть фотографию маяка, на фоне которого запечатлён невозмутимый Капитан.
Маяки — удивительные сооружения, «стражи морей», башни с сигнальными огнями, способные противостоять морской стихии. Они всегда привлекали людей как объект почти мистической силы, и по сей день маяки остаются символом надежды на лучшее.
Мика Петров, по его словам, увлёкся историей световых маяков в 2017 году, с тех пор посетил более сотни маяков и навигационных знаков, причём в разное время года и разных, в том числе труднодоступных, местах. На встрече-лекции со зрителями он рассказал только о некоторых из них, включая «дедушку всех русских маяков» маяк Толбухин, первый чугунный маяк России на острове Сескар, маяк Зимнегорский на берегу Белого моря, к которому ведёт длинная малоудобная лестница.
Кроме того, маяки остаются хранителями исторической памяти, например, как рассказал автор выставки, на маяке острова Гогланд сохранилась табличка с надписью: «Построен в благополучное царствование императора Николая Второго в 1905 году».
Как вообще автор выставки увлёкся историей маяков? На этот вопрос Мика ответил так:
– Случайно. Увидел маяк, который освещал путь кораблям, что меня очень впечатлило. Стало интересно, стал изучать тему. И потом, это объекты, которые нуждаются в общественном внимании. Надеюсь, что выставкой и лекцией как‑то внесу свою лепту в дело сохранения маяков. Маяки, оставшиеся без присмотра, подвергаются вандализму, я же пытаюсь рассказать зрителям о труде тех, кто строил маяки, служил на них.
Заметки о своих путешествиях и фотографии Мика Петров выкладывает читателям в сообществе «От Маяка к Маяку» в сети «ВКонтакте». Пока о печатной книге про маяки речи не идёт, но, как надеется путешественник, она «когда‑нибудь будет».
Евгений Тенетов, директор Северного морского музея, тоже считает, что маяки — уходящая натура, которую необходимо сохранить:
– Да, маяки уходят в прошлое, потому что развивается спутниковая навигация. Этот процесс идёт по всему миру, процент «непогашенных» маяков сокращается, уходит профессия маячника. А ведь обслуживание маяков некогда было семейным делом, например, у нас на Севере этим занимались династии Башмаковых, Ратмановых.
Сегодня маяки ветшают, они нуждаются в поддержке и сохранении, а ведь каждый маяк — это уникальное инженерное сооружение, у каждого из них был свой «голос», состоящий из света, звука, неповторимого архитектурного силуэта. Думаю, такие выставки, пусть немного, но вносят вклад в дело сохранения морской культуры прошлого, — заключил Евгений Анатольевич.
Фотовыставка Мики Петрова дополнена материалами из коллекции Северного морского музея. Например, такими экспонатами, как электрические часы с Вепревского маяка, которые зажигали маячную лампу, пушка с маяка Югорского Шара, которая подавала сигнал судам в арктическую непогоду, маячная лампа с мудьюгской «чёрной башни», а также различные документы прошлых веков, касающиеся маячной службы.
Персональная фотовыставка Мики Петрова «Световые маяки Севера России» уже побывала в нескольких городах, в Архангельске она демонстрируется впервые. Предполагается, что она будет открыта в Северном морском музее до конца ноября.