При этом люди сами передают злоумышленникам данные для входа на интернет-ресурс. Одна из потерпевших поделилась своей историей.
39‑летней северодвинке Тамаре (имя изменено) тревожный звонок поступил в разгар рабочего дня. Звонил якобы сотрудник компании — оператора сотовой связи. Сообщил, что заканчивается срок действия сим-карты.
— Ничего не вызвало подозрений, — вспоминает она. — Номер московский, голос женский, как у обычного оператора кол-центра, разговор быстрый, ёмкий, ничего лишнего. Назвали все мои данные: как меня зовут, номер паспорта, где живу. И предложили через «Госуслуги» сделать бессрочную сим-карту.
После того как она согласилась на эту услугу, на её телефон пришло несколько СМС-уведомлений, коды из которых она передала звонившим.
— Просто называешь, не читая, хотя в СМС крупными буквами написано «Не сообщайте никому», — сейчас удивляется Тамара.
После этого звонившая вежливо попрощалась, а северодвинка решила зайти в личный кабинет госуслуг.
— Я увидела, что уже была произведена замена пароля, — говорит она. — То есть пока мы разговаривали, они всё поменяли, и у меня пропал доступ к собственным данным.
Вскоре снова поступил вызов — звонившая представилась сотрудницей портала. Побеспокоилась, что доступ к сайту утрачен, и убедила, что именно она поможет исправить ситуацию.
— Говорит, что моей заявке присвоен номер такой‑то. Запомните его, вам будет звонить специалист из Росфинмониторинга, — вспоминает Тамара. — Все звонки с этого момента уже шли в разных мессенджерах. Потом прислали документ с файлом, который нужно было установить на свой компьютер…
А вскоре и вовсе позвонил «работник ФСБ». С «красивого номера», с важным видом — в форме, на фоне символики, фотографий, офисной мебели. Но, как вспоминает Тамара, у него был своеобразный акцент, а общался он очень нагло. У неё появилось ощущение, что «происходит полная ерунда».
Тамара восстановила доступ к личному кабинету на портале «Госуслуги» и обратилась в полицию. Она закрыла действующие счета, открыв новые. Как оказалось, с её страницы на «Госуслугах» злоумышленники успели направить заявки на микрозаймы… Приходили СМС с просьбой подтвердить запрос, но на них она уже не реагировала.
По словам подполковника полиции Александра Дубинина, начальника отдела по борьбе с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий УМВД России по Архангельской области, за шесть месяцев нынешнего года на территории Архангельской области зарегистрировано более четырёх тысяч преступлений, связанных с использованием информационно-коммуникационных технологий. Основную массу составляют мошенничества — их более полутора тысяч. Чуть меньше фактов неправомерного доступа к компьютерной информации. Также среди киберпреступлений — кражи с банковского счёта и другие.
Сообщение об окончании срока действия сим-карты является одним из самых распространённых способов обмана. И стоит запомнить, что срок действия сим-карты неограничен.
Также аферисты часто сообщают о необходимости замены медицинского полиса, оформления страховых и других документов, прохождения диспансеризации, поступает просьба проголосовать в соцсетях за знакомого, который якобы участвует в конкурсе… Предлогов — масса. Способ защиты один — не верить и ни в коем случае не передавать коды, приходящие в СМС-сообщениях. Не стоит также переходить по ссылкам, отправленным с незнакомых номеров, нельзя устанавливать на телефон программы по указанию посторонних лиц.
Таким образом на минувшей неделе 63‑летний житель Архангельска потерял шесть миллионов рублей. Аферисты убедили его в необходимости обновить онлайн-приложение банка и прислали ссылку. В результате он установил на телефон неизвестную программу, и все имеющиеся на его счетах накопления были похищены.
Поэтому стоит насторожиться, получив подобные предложения, чтобы не попасть на уловки мошенников, которые всё время придумывают новые схемы обмана.
Вера ИВАНОВА,
пресс-служба УМВД России по Архангельской области