Тоня́ – участок, где ловят сёмгу
Фото: фотобанк Lori
Старикам не в память, на Зимнем берегу Белого моря стояло 48 тонски́х избушек. Порой названия их связаны с местностью: «Ручеёк», «Река». Интересно было слушать, как рыбаки плели рассказы о происхождении названий тонéй. Порой эти истории об одном и том же месте улова сёмги были не одинаковы. Видимо, рождались версии в разное время.
Тоня́ Спáсская
Здесь залýдье
– тихое место. Судам можно отстояться
во время шторма. От большой волны
закрывает Вéпревский мыс и прикрывает
кóрга (каменная гряда). Раньше на берегу
стояла часовенка, где молились Спасу.
Тоня́ Конь-Камень
Здесь в
заплёске лежал камень, похожий на лошадь.
Соловецкие монахи, ловившие сёмгу, и
назвали тоню Конь-Камень. Но мне больше
нравится другая версия. Вороной конь
во главе табуна примчался на берег моря.
И увидел камень, похожий на коня. Подумал:
соперник. Развернулся и с такой силой
ударил копытами, что сам пал. С тех пор
это место называют Конь-Камень. Я
спрашивал: «Кто‑нибудь видел этот
камень? Ответ один: из нынешних стариков
– нет. Его смыло море ещё до войны с
германцами.
Тоня́ Ивáновская
Этот рыболовный
участок пожизненно был отдан золотицкому
купцу. За какие такие заслуги, узнать
не удалось. Предполагаю, коль купцов
Ивáновых и Ивановских в Золотице не
было, название, возможно, идёт от имени.
Но никто не знает время, когда оно
появилось. В царствование Ивана Грозного
промысел сёмги приравнивался к выращиванию
хлеба: взамен пахотной земли давались
сёмужьи тони у Белого моря. Василий
Спиров заверял меня, что когда‑то
здесь ловили сёмгу для царя Ивана
Грозного. Потому и звалась тоня Ивановской.
Но я как‑то мало верю в такую версию.
Больше склоняюсь к предположению Фёдора
Самойлова. Эта тоня была кому‑то дана
вместо пахотной земли Иваном Грозным.
Отсюда и «Ивáновская».
Тоня́ Катери́ниха
На этом
рыболовном участке впервые ловила сёмгу
женщина. Кто была она, на Зимнем берегу
забыли. Сохранилось лишь её имя, которым
названа тоня.
Тоня́ Пучи́ниха
Первая версия:
здесь обильно росли пучки́ (дикий лук).
Раньше их собирали – заготовляли на
зиму.
Вторая версия:
здесь место пустое – лес не растёт, одно
болото. Грунт при замерзании увеличивается
в объёме и поднимается, при оттаивании
– опускается, то есть пучится. Такую
землю называют пучи́нистой.
Тоня́ Моги́лка
Первая версия:
утонувшего в море отца Артемия выбросило
на берег. Здесь его могила.
Вторая версия:
при раскопках археологи нашли стоянку
и кладбище первобытного человека.
Тоня́ Никóльская
Она являлась
собственностью Николо-Корельского
монастыря, который красовался в устье
Северной Двины; здесь была поставлена
часовенка Николаю Угоднику за спасение
золотицких зверобоев, попавших в шторм.
Тоня́ Вéпревская
Первая версия:
в этом месте водились кабаны (вепри).
Вторая версия:
рядом стоящий маяк назывался Вéпревский.
Его название перекочевало на тоню́.
Третья версия:
возле маяка при сильном ветре море воет,
как зверь (вепрь).
Четвёртая
версия: на весновáнье (так называется
у поморов весенний промысел) сюда
съезжались зверобои, они уходили в море
на добычу морского зверя (вепря). Отсюда
и название маяка – Вéпревский и,
соответственно, тони́ – Вéпревская.
Неслучайно
услышанные происхождения названий
тонéй я называю версиями. Возможно, на
самом деле, появились названия по другой
причине. Так, «вепрь» никакого отношения
к названию тони не имеет. В 1823 году
штурман Иван Елесеевич Вепрев производил
описание Зимнего берега. Он обратил
внимание на неизвестный мыс, у которого
при ветре вода буйствовала. В честь
первооткрывателя мыс назван Вепревский.
Отсюда пошли Вепревский маяк и Вепревская
тоня.