Качество туристских услуг в Российской Федерации определяется статьей 4 Закона РФ «О защите прав потребителей», в соответствии с которой потребителю оказывается услуга, качество которой соответствует договору о реализации туристского продукта.
Также услуга должна быть безопасна для жизни, здоровья потребителя и членов его семьи, не причинять вред его имуществу.
Все требуемые пожелания к качеству услуги должны быть включены в договор о реализации туристского продукта (составленный в письменной форме). Информация об услуге должна быть доведена до потребителя на русском языке. Ненадлежащим признается исполнение, когда не выполнено хотя бы одно из условий исполнения обязательств, требуемых туристом.
В соответствии с федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» потребителям туристских услуг гарантировано право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством РФ.
Поэтому в случае, если у потребителя есть основания полагать, что его права нарушены, то он имеет право предъявить организации — исполнителю договора о реализации туристского продукта требование о возврате затраченных денежных средств, в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением условий договора.
По закону, претензии к качеству туристского продукта предъявляются заказчиком туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения претензий.
Единственным основанием, освобождающим в этой связи исполнителя от соответствующей гражданско-правовой ответственности за нарушение качества предоставленных услуг будет служить доказанный им факт действия непреодолимой силы.
Однако в случае неудовлетворения требований потребителя исполнителем услуги добровольно, соответствующий спор может быть разрешен исключительно в рамках гражданского судопроизводства. Кроме того, потребитель при наличии вины ответчика за нарушение его прав вправе потребовать компенсации морального вреда, размер которой определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Туристу, попавшему в ситуацию с ненадлежащим исполнением договора на туристское обслуживание, нужно позаботиться о сборе необходимых документов, которые станут основанием для требования компенсации.
Например: гостиница не соответствует «звездности», указанной в путевке — составьте претензию и подпишите у администратора гостиницы; вместо шведского стола вам предлагают меню — запаситесь рекламным листом ресторана, прейскурантом с ценами блюд и печатью заведения; не состоялась запланированная оплаченная экскурсия — составьте акт и подпишите у гида; пляж не того покрытия, что вам обещали, и настолько далеко от гостиницы, что приходится ездить — сделайте фото, подпишите у администрации пляжа, представьте проездные документы.
В сезон отпусков Роспотребнадзор нередко помогает туристам в защите прав потребителей.
Например, в Новосибирске потребитель приобрел тур, однако в связи с невозможностью совершения поездки по независящим от него обстоятельствам (отказ в выдаче визы), был вынужден отказаться от поездки, о чем заблаговременно сообщил туристическому агентству и направил письменную претензию с требованием расторгнуть договор и вернуть денежные средства, уплаченные по договору о реализации тура.
Однако претензия потребителя осталась без удовлетворения, в связи с чем, потребитель обратился в Управление Роспотребнадзора по Новосибирской области с заявлением о подаче искового заявления в суд в защиту его прав и законных интересов. В ходе урегулирования спора специалист одела защиты прав потребителей помогла разрешить спор в досудебном порядке — потребителю возвращены денежные средства за нереализованный тур в полном объеме — 700 тыс. рублей.
Житель Калининградской области приобрёл круиз на теплоходе по маршруту Москва — Мышкин — Кострома — Городец — Казань — Чебоксары — Нижний Новгород — Ярославль — Калязин — Москва стоимостью 49 тыс. рублей.
Чтобы попасть на круиз, гражданин также купил авиабилеты Калининград-Москва. Однако тур был отменён, а организатор не уведомил об этом потребителя, денежные средства не вернул.
Потребитель обратился к организатору круиза с претензией о возврате денежных средств по договору в связи с отменой круиза. Не получив денежных средств, гражданин обратился в Управление Роспотребнадзора по Москве с заявлением о реализации права на судебную защиту для подготовки искового заявления. Управлением был составлен и передан иск в суд. Суд взыскал с организации стоимость путевки, стоимость авиабилетов, неустойку за нарушение срока оказания услуги, компенсацию морального вреда и штраф за отказ урегулировать спор в досудебном порядке — всего 175 тыс. рублей.