Занимается спасением северных церквей, часовен, старинных домов благотворительный фонд «Вереница». «Вереница» — общественная организация, которая объединяет людей, неравнодушных к памятникам деревянного зодчества, к ценностям и традициям Русского Севера. По месту «базирования» — москвичи.
Ныне фонд
решили поддержать сотрудники музеев —
Архангельского краеведческого и
музейного объединения «Художественная
культура Русского Севера», предоставив
помещение и экспонаты для выставки.
Огромное
культурное деревянное наследие Севера
в известные годы стало разрушаться,
гореть, приходить в запустение. Вероятно,
одним из первых, кто озаботился его
сохранением, был художник, сказочник,
краевед Степан Писахов. Что он мог
сделать один сто лет назад, когда
государством поощрялась «борьба с
религией»? Он начал делать карандашные
наброски церквей и часовен по берегам
Северной Двины. Таких писаховских
рисунков 1920‑х годов в музейном
объединении насчитывается 35, некоторые
можно увидеть на открывшейся выставке.
Продолжили
дело своих предшественников такие
легендарные подвижники, как Мая Миткевич
и Лидия Бострем. Их трудами и трудами
их единомышленников под Архангельском
появился музей-заповедник деревянного
зодчества «Малые Корелы», который в
нынешнем году отмечает уже 60 лет со дня
основания. Конечно, сотрудники всех
музеев Архангельской области продолжают
по мере своих сил спасать, поддерживать,
сохранять, реставрировать памятники,
и не только деревянного зодчества. Но
и рады любой квалифицированной помощи.
Александр Казаков «Дмитриевская церковь с. Уфтюга», 1940-е
Ещё на выставке
представлены живописные работы разных
лет архангельских художников, посвящённые
деревянному зодчеству Севера. Две из
них — «певца Севера» Александра Казакова
— из коллекции краеведческого музея.
Кроме того, на выставке в качестве
иллюстрации присутствуют предметы
крестьянского быта прошлых веков.
А что же
предоставил сам фонд «Вереница»? В
основном — стендовую информацию, «уголок
плотника», фотографии, печатную продукцию,
а также художественные работы волонтёров,
как профессиональных художников, так
и любителей.
Волонтёры
«Вереницы» консервируют, укрепляют
памятники, занимаются противоаварийными
работами, расчисткой и уборкой территории.
Всё — по согласованию с соответствующими
инстанциями. Как рассказала на открытии
Маргарита Баева, директор фонда, «мы не
гонимся за деньгами и не стремимся к
скорости, мы — за высокое качество
работ».
Маргарита Баева, директор фонда «Вереница»
Кроме того,
руководители фонда и волонтёры не
ограничиваются архитектурой, а ещё
занимаются с местными детьми из разных
районов области, помогают сельским
библиотекам, сотрудничают с местными
администрациями и приходами. Словом,
поддерживают жизнь в глубинке, поскольку,
считает Маргарита Баева, «не будет
русской деревни — не будет и страны».
Почему
«Вереница»? «Мы за теорию малых дел», —
говорит Маргарита Александровна. То
есть шаг за шагом подбираться к своей
цели — делу сохранения культурного
наследия. Сейчас фонд опекает 20 объектов
на территории Архангельской области —
деревянные церкви, часовни, дома и даже
одну чудом сохранившуюся деревянную
пожарную каланчу. Это из почти двух
тысяч ещё оставшихся объектов, признанных
памятниками деревянного зодчества.
Иван Катышев, заведующий музеем
– Этой
выставкой нам хотелось показать, что
можно сделать для сохранения себя, своей
культуры, своей страны, — сказал на
открытии Иван Катышев, заведующий музеем
художественного освоения Арктики. —
Люди разных профессий из разных мест
приезжают к нам, на Север, в свой законный
летний отпуск. Кто‑то фотографирует,
кто‑то готовит еду, кто‑то косит
траву или плотничает, и все вместе они
занимаются большим делом сохранения
наследия, доставшегося нам от предков,
которое мы должны передать следующим
поколениям.
Выставка
будет открыта до середины сентября, 28
и 31 июля можно прийти на экскурсию. Она
будет интересна как архангелогородцам,
так и туристам, которых в нашем городе
становится всё больше. В августе
запланированы мастер-классы для детей
от волонтёров «Вереницы» и сотрудников
музея.
Предметы крестьянского быта
Елена Ирха. Фото автора