Последние годы в России — очередной виток моды на самостоятельные ведомственные стили: в 2024‑м утверждена новая форма работников спецсвязи; в 2023‑м — таможенников, судебных приставов и так далее
Даже Центробанк ввёл новую форму инкассаторов. Иногда обсуждается идея униформы для всех гражданских чиновников. Это заставляет вспомнить о местных особенностях, ведь свои мундиры, пусть и недолго, носили в каждой губернии, в том числе в Архангельской.
Мундирами занимается вспомогательная историческая дисциплина — мундироведение (униформология, униформоведение), — хотя в ней основное внимание уделяют военной форме. Имидж губернских чиновников скрупулёзно исследовал советский и российский историк и геральдист Леонид Шепелёв, на чьи работы мы опираемся.
Первые мундиры статской службы, то есть гражданские, появились в середине XVIII века, а при Екатерине II с 1782 года вводятся мундиры для чиновников каждой губернии по цветам их гербов. Генерал-прокурор разъяснял, что их позволено носить и дворянам, чтобы они могли «в таковом одинаковом платье иметь приезд и в столицах во все публичные места, и ко двору Её Величества». Тогда мундиры имеют немецко-венгерский фасон с полами до колен. В начале XIX века фасон становится французским: однобортный, без лацканов, со стоячим воротником и полами, которые расходятся ниже пояса сзади.
Уже в 1784 году императрица ограничивает губернскую пестроту всего тремя цветами: тёмно-вишнёвым, красным и светло-синим (для Петербурга и северных губерний). Остаются цветовые отличия в камзолах, штанах и приборах.
В 1794 году издаётся справочник губернских, наместнических, коллежских и штатских мундиров. Сохранился единственный его экземпляр (он находится в Государственной публичной исторической библиотеке). Вся форменная одежда выглядит максимально яркой и контрастной. Здесь можно увидеть первый рисунок мундира Архангельского наместничества: «Кафтан светло-синий, воротник, лацкены, обшлага с пятью по разрезу пуговицами, подбой и камзол малиновые, пуговицы жёлтые. Герб [на пуговицах]: в золотом поле щита летящий Архангел, вооружённый пламенным мечом и щитом и поражающий поверженного диавола».
Через три года при Павле I проводится реформа, после которой цветовых отличий становится ещё меньше: «Посчитали мы за нужное определить кафтаны суконные тёмно-зелёные, с наблюдением в воротниках и обшлагах тех цветов, которые заключаются в губернских гербах, и с обозначением на пуговицах тех же самых гербов». Вот как описывается архангельский мундир в справочнике 1798 года: «Воротник и обшлага бархатные палевые [соломенный, светло-жёлтый цвет], подкладка, камзол и штаны того же цвету, пуговицы белые».
Архангельский губернский мундир в справочнике «Изображение всех статских мундиров для всех губерний», 1798 год.
Меняются образцы мундиров, но с 1809‑го отличия губерний касаются только воротников, обшлагов, выпусков или опушек. Камзол и штаны («исподница») — только белые. Никакое шитьё на воротниках или полах губернским чиновникам не полагалось, за исключением генерал-губернаторов, гражданских губернаторов, вице-губернаторов и прокуроров (с 1811‑го).
И хотя число ведомственных мундиров растёт, губернские мундиры, наоборот, выходят из употребления. Их уже называют «противными изящному вкусу». В итоге Николай I упраздняет их в 1831 году. Теперь архангельский прокурор, стряпчие и прочие чиновники, подведомственные Министерству юстиции, носят мундир Минюста; аналогично и с другими служащими. С 1832‑го все географические отличия свелись к гербам на жёлтых пуговицах.
Вокруг этих пуговиц сложилась целая субкультура. Их коллекционируют, восстанавливают, стараются установить точный период. Цены за один экземпляр на интернет-площадках доходят до 4000 рублей, самые редкие — вроде гербовой пуговицы Сырдарьинской области — продают за 10 000.
Вместе с модой менялись и губернские мундиры дворян. Носили их до 1917 года. Право на такую форму в 1824‑м получили купцы I гильдии. В 1832‑м дворянские мундиры выделили в отдельный вид и реформировали, изменив вырез юбки кафтана, число пуговиц и их рисунок. Дворянская одежда получила шитьё, также одинаковое для всех губерний. Были и следующие реформы, например, при Александре II (полная юбка, двубортный сюртук), но местные отличия опять‑таки остались лишь на пуговицах.
«Весь период своего существования губернские мундиры выглядели довольно скромно», — замечал Леонид Шепелёв. Это объясняется исходным замыслом. Екатерина II рассчитывала, что форма послужит «сбережению… достатка на лучшее и полезнейшее и к отвращению разорительной роскоши» чиновников и дворянства. Подробно рассмотреть всю эволюцию дресс-кодов можно в богато иллюстрированном трёхтомнике Сергея Попова «Русский гражданский мундир. 1755–1855». Его заключительный том сейчас готовится к изданию фондом «Русские витязи».
Кое-что можно увидеть и в Архангельске: в краеведческом музее, например, хранится вицмундир последнего городничего, а также воротник и манжеты генерала царской армии.
При составлении использованы работы д. ист. н. Л. Е. Шепелева; А. Ю. Низовского; Е. Н. Курочкиной, О. А. Игнатьевой, О. К. Лось (ИНИТУ); сайта «Исторические пуговицы» (pugoviza.ru).