28.07.2024 11:30

Бдительность – главное оружие против мошенников

С начала 2024 года в регионе зарегистрировано более четырёх тысяч преступлений телефонных мошенников

Это на треть больше, чем за тот же период прошлого года. За шесть месяцев жители региона перевели злоумышленникам порядка 500 миллионов рублей.

О том, как распознать кибермошенника и не стать жертвой обмана, говорим с начальником отдела по борьбе с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий УМВД России по Архангельской области подполковником полиции Александром Дубининым.

— Александр Викторович, какие IT-преступления чаще всего регистрируются в нашей области?

— Подавляющее большинство — это факты мошенничества и неправомерного доступа к компьютерной информации — взлом личного кабинета на портале «Госуслуги». Последний вид преступлений стал фиксироваться относительно недавно, но их количество неуклонно растёт. Киберпреступления, несмотря на название, в основном совершаются с помощью социальной инженерии, то есть путём общения преступника с потерпевшим. Злоумышленники могут представляться как угодно: сотрудниками банков, правоохранительных органов, госучреждений, портала «Госуслуги», компаний операторов сотовой связи, но цель общения всегда одна — получить коды из СМС-сообщений или под различными предлогами убедить перевести свои сбережения на подконтрольные мошенникам счета.

– Что представляет из себя новый вид мошенничества — неправомерный доступ к компьютерной информации?

– В основном злоумышленники звонят потерпевшим под видом представителей компаний — операторов сотовой связи — и сообщают об окончании срока действия SIM-карты, необходимости продления договора на оказание услуг связи или смены тарифа. После чего просят сообщить коды из входящих СМС-сообщений, которые на самом деле являются подтверждением смены логина и пароля к порталу «Госуслуги». В результате мошенники получают доступ к личному кабинету потерпевших: изучают данные, запрашивают документы, справки, просматривают кредитные истории. В дальнейшем полученная информация используется в преступных целях, например для дистанционного оформления микрозаймов. Но чаще всего потерпевшему спустя некоторое время перезванивают и сообщают, что, используя персональные данные, неизвестные пытаются оформить крупный кредит. И сразу предлагают план спасения сбережений — перевести их на «безопасные счета». В некоторых случаях, поверив собеседникам, люди отдают не только все свои накопления, но и оформленные по их указаниям крупные кредиты.

Так, в начале июля на подобную уловку телефонных аферистов попалась семейная пара из Пинежского муниципального округа. Сначала глава семьи для смены тарифа мобильной связи продиктовал телефонному собеседнику код из СМС-сообщения, а затем ему позвонила якобы представитель портала «Госуслуги» и сообщила о взломе личного кабинета и оформлении на его имя крупного кредита. Не почувствовав обмана, супруги перевели мошенникам более пяти миллионов рублей, большая часть из которых кредитные.

— Такой вид мошенничества, как звонок от «сотрудников безопасности банка», всё так же актуален?

— К сожалению, да. Мошенники по-прежнему представляются гражданам сотрудниками службы безопасности банка, правоохранительных органов, госучреждений, Центробанка. Стоит отметить, что злоумышленники также стали использовать сообщения, отправленные якобы от руководителя организации, в которой работает гражданин. В них говорится, что в ближайшее время с сотрудником свяжется представитель какого‑нибудь ведомства или правоохранительных органов, с которым необходимо пообщаться и выполнить все его поручения. Не созваниваясь с руководителем и не проверяя полученную информацию, жители региона верят аферистам и по их указанию также переводят крупные суммы.

— Какие ещё уловки используют кибермошенники, чтобы завладеть средствами северян?

— Регистрируется много случаев, когда жители Поморья пытаются получить дополнительный доход с помощью игры на бирже — инвестирования в ценные бумаги, криптовалюту или драгоценные металлы. Объявления с подобными предложениями они находят в сети Интернет, переходят по указанным в них ссылкам, регистрируются на сайтах, оставляя контактную информацию. Реклама «сверхдохода» поступает также в различных мессенджерах и по старинке — с помощью телефонного звонка.

Лжеброкер помогает гражданину установить программу, которая якобы позволяет следить за растущими доходами, и сделать первоначальный взнос. В дальнейшем он убеждает его, что для получения большего дохода необходимы более серьёзные инвестиции и уговаривает оформить и вложить крупный кредит. Но вывести даже вложенные средства, не говоря уж о «заработанных», ещё не удалось никому! К сожалению, всё так же встречаются мошенничества под предлогом «родственник попал в беду», когда, сообщая о ДТП с дочерью, внуком или знакомым, мошенники убеждают пожилых людей передавать своим курьерам накопленные годами сбережения.

— Какие меры предпринимаются, чтобы обезопасить россиян от посягательств кибермошенников?

— Проводится работа по блокировке так называемых подменных номеров, когда вместо телефонного номера злоумышленника на экране телефона высвечивается, например, контакт известной организации. Так, в прошлом году в России была запущена система защиты «Антифрод», в которой участвуют основные операторы связи. Благодаря ей звонков с подменных номеров стало намного меньше.

Однако мошенники тоже не стоят на месте. Понимая, что с этой стороны им дан мощный отпор, они начали использовать так называемые sim-боксы — оборудование, которое позволяет провести звонок из‑за рубежа под видом российского оператора связи. Так что нам и специалистам по IT-технологиям есть над чем работать. Также мы постоянно проводим активную профилактическую работу с населением как в форме широкомасштабных акций, так и точечной, индивидуальной работы, рассказывая о существовании различного рода мошенничеств и, главное, способах защиты от них. Ведь какие бы современные IT-технологии ни использовали мошенники, подавляющее число киберпреступлений совершается с непосредственным участием потерпевшего.

Поверив аферисту, человек сам передаёт ему ключ от своих данных.

— Какие же меры безопасности необходимо соблюдать, чтобы не стать жертвой обмана?

— Если поступил звонок с незнакомого номера, будьте готовы к тому, что это может быть мошенник! Вы же не видите, кто на самом деле разговаривает, как можете ему доверять? Просто положите трубку.

Помните, что представители сервиса «Госуслуги» никогда не звонят гражданам. Любые вопросы, связанные с личным кабинетом на портале, решаются только в многофункциональных центрах.

Договоры на услуги операторов сотовой связи являются бессрочными и не требуют переоформления. Понятий «окончание срока действия SIM-карты» или «окончание действия договора по предоставлению услуг связи» не существует. Всё это стандартные уловки телефонных аферистов.

Никогда не передавайте третьим лицам коды из входящих СМС-сообщений! Это цифровой ключ от вашей информационной и финансовой безопасности. Об этом предупреждают даже в сообщении, в котором присылается код.

Менеджеры банков, сотрудники правоохранительных органов и специалисты госучреждений не сообщают по телефону о проблемах со счётом и не используют для общения анонимные мессенджеры. Так действуют мошенники!

Понятия «безопасный» или «резервный» счёт не существует. Никогда не выполняйте операций с вашим банковским счётом под диктовку третьих лиц.

Любые вопросы, связанные со сбережениями, сменой тарифа, пенсионными выплатами, оформлением страховых полисов и так далее, решаются только в офисах организаций. Получить консультацию можно по телефону горячих линий, размещённого на банковских картах и официальных сайтах учреждений.

Александра КОЛОТОВА, пресс-служба УМВД России по Архангельской области

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.