28.07.2024 10:00

Небо одно на двоих: честный рассказ про прыжки с парашютом

Безусловно, первый шаг в небо начинается на земле: длительная подготовка и обязательно экзамен
Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора

Вы когда‑нибудь выходили из самолёта с высоты 800 метров с парашютом за спиной? Я — да! Свой первый прыжок совершила в 2017 году. Тогда поняла, что это моё. «Шагнуть в небо» может каждый. Надеюсь, мой рассказ вдохновит тех, кто всегда мечтал это сделать, но не знал, с чего начать.

— Ты сошла с ума, — такие слова я слышала от коллег, друзей и родных, когда совершила очередной прыжок после трагической гибели своего лучшего друга Светланы Власовой. Её не стало 17 июля 2021 года. Она погибла, совершая свой очередной прыжок с парашютом, но, несмотря на это, в небо меня всё равно тянет. Оно всегда было наше, общее. Я влюбилась в него тогда, в 2017 году, и до сих пор это взаимно.

Серьёзная подготовка, экзамен, дорога в Вологду, переживания и даже сомнения, потом самолёт, адреналин, бескрайнее небо, полёт, свобода… Хочу чувствовать снова и снова! Напрыгала уже двадцатку, попробовала разные парашютные системы. В прошлом году пересела на «Д-1-5у» — десантный управляемый парашют. Был разработан после Великой Отечественной войны. Вес — 17 с половиной килограмм плюс запаска.

Кстати, слышали фразу, что у парашютиста должен быть свой шлем? Так это про меня! Мой легендарный шлем, украшенный ромашками, всегда со мной.

В парашютном деле, безусловно, важна поддержка. Теперь поддерживает сын Никита. Ему 17 лет. В его копилке пока шесть самостоятельных прыжков с парашютом, но, по его словам — это не предел. Хочет связать свою жизнь с воздушно-десантными войсками. Разве с такой поддержкой можно струсить?

Безусловно, первый шаг в небо начинается на земле: длительная подготовка и обязательно экзамен. Парашютист должен знать всё: от площади купола до укладки, от действий парашютиста в воздухе до действий при приземлении на лес. Такое, кстати, в моей практике было, и то, чему учили на занятиях, очень пригодилось. Обошлось без травм и других разных приключений.

Практические навыки отрабатываем на воздушно-десантном комплексе в Архангельске. Повторяем пройденный материал по прибытии на территорию Вологодского аэроклуба.

Остановлюсь на важных моментах. Парашютисты Вологодского аэроклуба нас, северян, всегда ждут. Так как путь неблизкий, для совершения прыжков записываемся заранее и стараемся попасть на первый борт. Его формируют часам к 10. Безусловно, важную роль играет погода: она должна быть лётной. После получения парашютов и подгонки проходим осмотр. В арсенале парашютиста должны быть шлем, перчатки, берцы, удобная одежда.

– Парашютисты первого взлёта, подготовиться и выйти на стартовую линию осмотра! — громкая и чёткая фраза звучит из громкоговорителя. Ты в списке. Твоя фамилия названа. После общей команды «налево!» приглашают пройти на улицу к месту посадки в самолёт. Далее ещё один очень тщательный осмотр и расстановка людей по весу. Чтобы было понятно: сначала выходит из самолёта самый тяжёлый, последним — самый лёгкий. После проверки снова команда «налево!». Все направляются к самолёту. Рассаживаемся также по весу.

– Ну привет, зелёненькая «Аннушка»! Ух ты, как изменилась с прошлого сезона. Похорошела! — ловлю себя на этой мысли всякий раз, когда открываю сезон. Это к вопросу о том, что техника надёжная, к полётам допущена.

Самолёт набирает высоту. Поглядываю то на высотомер, то в иллюминатор. Вниз никогда не смотрю и вам не советую. Смотрите прямо, на линию горизонта. И вот первый гудок, взмахом руки выпускающий подаёт специальный знак, который означает «приготовиться», потом открывает дверь, хлопает тебя по плечу, командует: «Пошёл!» Помните, я рассказывала, что важно не смотреть вниз? Правда, лучше не надо. Выйти из самолёта нужно уверенно, с улыбкой, глядя на горизонт. Тогда точно всё получится.

В самолёте страх высоты перемешивается с предвкушением полёта под куполом парашюта и желанием побыстрее оказаться снова на земле. Это чувство тоже проверено на себе. Пишу сейчас об этом, а сердце замирает.

На площадке приземления выложена большая красная стрелка, показывающая направление ветра. Однако на разных высотах скорость ветра может меняться: может быть и полный штиль, и сильный ветер, а потом снова штиль, а потом ветер. За направлением ветра необходимо наблюдать. Это важный фактор при приземлении. С круглыми парашютами марки «Юниор», «Д-6», «Д-10» приземляться надо по ветру, а вот «Д-1-5у» требуется развернуть против ветра. При обучении инструктор рассказывает и про эти тонкости.

Чувства, которые испытываешь в момент полёта, не передать словами. В голове проносится мысль — ты снова сделала этот шаг, ты вновь прикоснулась к небу. Слышала такую фразу, что тот, кто видел жизнь сквозь стропы, никогда не будет смотреть на неё сквозь пальцы, и с этим не поспоришь.

Привет, небо! Скоро увидимся.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Анна РЕЗВАЯ