21.07.2024 11:30

Возвращение Владимира Личутина

В Мезени открылся дом-музей писателя
В личутинском саду
Открытие музея известного земляка стало событием для Мезени

Каким его видит сам писатель? И как он может повлиять на жизнь и в этом старинном городе, и в стране в целом?


Прижизненный музей – дело непростое

Создатели музея не могут полагаться только на своё видение – каким ему быть. Непременно надо учитывать и мнение того, кому музей посвящён. С другой стороны, ведь это удача, когда есть такая возможность – буквально из первых рук получить нужный совет.

Музей Владимира Личутина в Мезени начали создавать в 2020 году – эту идею высказали сами жители города, а Владимир Владимирович её поддержал на встрече с горожанами. И уже тогда он говорил, чтобы это был музей русской духовности.

К тому времени дом Личутиных постройки 1930 года всё больше приходил в упадок. У него два входа – с одного жила Антонина Семёновна, мать будущего писателя, с четырьмя детьми в маленькой комнате. Отец Владимир Петрович погиб на фронте. А с другого крыльца более просторно жила семья дяди – Валерия Петровича Личутина.

В 2020 году здание было передано в оперативное управление Мезенской межпоселенческой библиотеке. На следующий год проект получил поддержку в рамках национального проекта «Культура». А в 2022 году из федерального бюджета было выделено 3,8 млн рублей на его ремонт и восстановление. Ещё около двух миллионов рублей – средства областного и местного бюджетов.

Работ оказалось очень много – предстояло заменить фундамент, поменять дощатые полы, обновить кровлю, отремонтировать русскую печь, окрасить снаружи стены, поменять мостки у двух крылец и обустроить внутреннее убранство дома. И, конечно, сделать музейную экспозицию. Все эти работы были выполнены в срок и весьма качественно.

И всё же писатель сомневался – станет ли музей таким, каким видится ему? Смогут ли библиотечные сотрудники осилить музейную работу? Ведь там своя специфика. Самое главное его опасение – чтобы этот музей не стал одним из тех, где просто рассказывается о жизненном пути писателя, о быте времени, в которое он рос, и тому подобные жизненные подробности.

Это изначально понимали и те, кто занимался обустройством музея. За эту работу отвечала сотрудник Мезенской центральной библиотеки Екатерина Аннюк. Она архитектор по образованию, автор и участник многих библиотечных и краеведческих проектов.

Выступает Екатерина Аннюк, хранительница Дома-МузеяВыступает Екатерина Аннюк, хранительница Дома-Музея

Весьма деятельное участие в создании музея принимал Николай Окулов, известный мезенский краевед, журналист, автор фильмов о родном крае. Он специально ездил в Москву к писателю за экспонатами для музея, а также за советом.


От души и с любовью

Мы с Клавдией Михайловной Хорошавиной, известным режиссёром и другом Владимира Личутина, пришли в музей за три дня до его официального открытия. И сразу подумалось, что Владимир Владимирович, при всей его требовательности, будет доволен результатом на этом, первом этапе обустройства музея. Почему возникло такое ощущение? Потому что было видно – здесь всё делалось от души, искренне и с любовью.

В доме воссоздана обстановка комнаты, в которой жила семья Личутиных, выставлены его книги, фотографии разных лет, есть экспозиция, посвящённая творчеству его брата, художника Василия Личутина. Небольшой уголок отведён и деятельности Валерия Петровича Личутина, краеведа, который посадил рядом с домом сад. Например, яблоня в нём до сих пор растёт более шестидесяти лет. Екатерина Михайловна говорит, что в этом саду предполагается обустроить литературный дворик, где будут проходить литературные фестивали и другие праздники.

В доме предусмотрено место для чаепития и общения, проведения встреч и вечеров, в том числе для школьников, которые, кстати, участвовали в создании музея.

А Владимир Владимирович познакомиться с домом-музеем приехал накануне его официального открытия. Здесь как раз косили траву, шли последние приготовления. С утра он ездил на кладбище, посетил могилы близких ему людей, больше всего задержался возле могилы брата Василия. И с таким настроением он шагнул в открытую калитку, в которую они вместе заходили в детстве.

Потом всё время удивлялся – здесь крыльцо было такое узкое, а стало широкое, удобное. И комнату хорошо обустроили, хотя они тогда жили скромнее.

По словам Екатерины Михайловны, многие вещи приходилось собирать и приспосабливать – от прежней обстановки мало чего осталось. Например, она сомневалась – был ли вокруг лампочки на потолке абажур? Повесили, как казалось, подходящий. Владимир Владимирович подтвердил – был именно такой.

В комнате, где прошло детствоВ комнате, где прошло детство

Но зато «родной» оказалась кровать. Её признал и Александр, муж племянницы Владимира Владимировича. Оказывается, в 1982 году молодая семья Александра и Татьяны Андрийчук, приехав с Украины в Мезень, два года жила в этом доме. Здесь же родилась и их дочь Ольга, которая сейчас работает в Архангельске на железной дороге.

Спрашиваю Александра – какие у него чувства, когда он пришёл в дом, где раньше жил, а теперь тот стал музеем? Он ответил, что чувства самые разные, много воспоминаний – ведь они ещё жили вместе с семьёй Валерия Петровича. Но также он удивился, как смогли сделать всё так качественно и красиво – по его словам, когда он был здесь до восстановления дома, тот совсем разваливался, а фундамент упал.

Значит, здесь не просто было приложено много усилий, чтобы возродить дом Личутиных. В его обустройство вложено много усердия и желания, чтобы он выглядел достойно имени знаменитого писателя.


«Вовка Манькин собрал мотор, а у меня получилось радио»

В день открытия музея во двор, который был по-праздничному прибран, сходились мезенцы. Многие знакомы с Владимиром Владимировичем, в том числе с детства. Например, Виктор Егорович Ружников учился с ним в одном классе. Спрашиваю – какие воспоминания о том времени? Виктор Егорович деликатно молчит, ведь в школе Владимир Личутин особыми успехами не отличался. Потом сказал, что они удивились, когда узнали, что он стал писателем…

И правда, это некое таинство: ничем не выделяющийся в детстве мезенский паренёк стал не просто писателем – в его произведениях глубокое осмысление исторического пути России. Здесь нужны не только знания, но и тонкое ощущение времени, о котором идёт речь в произведениях. А ещё особое понимание народного характера. Иначе как без этого можно было написать книгу «Душа неизъяснимая», которую автор обозначил как размышления о русском народе? А его трилогия «Раскол» об одном из самых драматичных периоде жизни страны отмечена Государственной премией.

Владимир Владимирович, вспоминая школьные годы, говорит, что он был лодырем. А кто знает, может, то, что обычно принимается за это понятие, в каких‑то случаях является формой созерцания окружающего мира? И как это распознать при привычных школьных стандартах, которые применяются ко всем ученикам одинаково?

Владимир Владимирович рассказывал о том, как переживала за его будущее мать.

– Сидим за столом, – говорит он, – она в окно смотрит, а там мой одноклассник навоз везёт. Она и вздыхает: «Это и твоя судьба едет! И ты будешь навоз возить!» А я отвечал, что меня это не пугает – кому‑то и навоз возить надо…

И всё же нестандартность его мышления проявлялось весьма неожиданно. Продолжая тему, что у него обычно не получалось сделать то, что задавали в школе, Владимир Владимирович рассказал о том, как они с одноклассником Вовкой Манькиным собирали мотор.

– Вовка Манькин быстро всё собрал, включил – у него заработал мотор, – продолжает Владимир Владимирович. – А я крутил-крутил, что‑то собрал, когда включил – вдруг заговорило радио! Я так удивился – как это получилось?

Вот так и получилось – у всех мотор, а у одного Володи Личутина – радио… Такой нестандартный подход к решению стандартной задачи…


С видом на болото

Если говорить о влиянии окружающего в детстве мире, то как не учесть такой важный фактор, как вид из окна родного дома?

Многократно воспет вид, открывающийся с высокого угора, на реку, на луга. А если окна дома выходят на болото? Дом Личутиных по адресу Первомайская, 2 стоит на самой окраине Мезени. Дальше – тундра, болото.

Ещё перед открытием музея Екатерина Аннюк предложила прогуляться в тундру. По дороге, которая идёт под окнами дома. Екатерина Михайловна рассказала, что всех гостей дома-музея намерена водить на болото, но для этого предстоит разработать маршрут.

А мы просто пошли по дороге, ведущей вдаль. Вид, который открылся, поразил своей лаконичной красотой. Куда ни глянь – будто готовое художественное полотно. Вот морошка пока недозрелая, но её так много – и она янтарём рассыпалась в траве. А вот одинокая сосна на болоте. Похожую картину видела на мольберте у Василия Личутина, брата писателя, она так и осталась незаконченной… Сейчас находится в открывшемся музее.

Неоконченный этюд Василия Личутина, брата писателяНеоконченный этюд Василия Личутина, брата писателя

Возможно, этот простор тоже что‑то может рассказать о природе творчества Владимира Личутина. Ведь его слово приземистое, оно не устремляется ввысь, оно идёт вглубь, а также раздвигает исторические рамки, в которых мы часто оказываемся зажатыми.

А ещё здесь столько воли. Было откуда её брать писателю…


Главный центр поморской жизни – Мезень

После торжественного открытия музея, где были и приветственные речи, и песенное поздравление писателю от Мезенского народного хора, общение продолжилось за чаепитием в зале, для этого и предназначенном. Вернее, это не только чаепитие – главным угощением всё же здесь оказалось кофе по‑мезенски, то есть из самовара, приготовленное по особому рецепту, с добавлением специй. А к такому кофе полагается мезенский же чёрный пряник – тоже со специями, в этих краях их использовали, когда в других ещё и не слыхали.

Общение длилось долго – почти до вечера. Земляки задавали писателю самые разные вопросы – о нынешнем дне и о событиях исторических. И слушали его развёрнутые ответы, а слушать его интересно. Речь будто завораживает.

Снова зашёл разговор о будущем музея. Владимир Владимирович ещё раз подчеркнул, что ни в коем случае он не должен стать музеем крестьянского быта. В нём обязательно должно преобладать духовное начало.

– Этот музей должен стать эстетическим духовным центром русского народа, – сказал он. – Потому что Мезень – создательница русского государства.

Он ещё раньше говорил об этих своих выводах, к которым, по его словам, он пришёл в результате размышлений.

– Мезень, Пинега и Печора триста лет кормили государство, наполняли государственные сундуки золотом, когда осваивали Сибирь, – продолжает Владимир Личутин. – Они в основе благосостояния государства, а главный центр поморской жизни хранился в Мезени, и это сакральный, духовный центр России.

И, по его словам, это в первую очередь должно отразиться в наполнении музея смыслами, поэтому он предложил создать попечительский совет музея. Он также надеется на поддержку местной власти. По его словам, он увидел заинтересованность в этом у главы Мезенского округа Валерия Авдеева. Кстати, он вручил Владимиру Владимировичу нагрудный знак «За заслуги перед Мезенским округом».

Как считает писатель, задачи по развитию музея надо ставить сразу, иначе можно упустить время. Начать работу, по его мнению, лучше всего с издания его нового романа «Груманланы», в котором «вся история поморов».

И сейчас во многом от усилий тех, кто продолжит создание музея, будет зависеть, станет ли маленький домик, который стоит на окраине маленького города, который в свою очередь расположился на окраине огромной страны, центром её духовности…


Светлана ЛОЙЧЕНКО. Фото автора

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.