21.07.2024 13:00

В Архангельске прошла презентация нового музейного маршрута «Вузовский квартал»

Первыми экскурсантами стали бывшие студенты разных лет АЛТИ-АГТУ

Презентацию нового музейного маршрута «Вузовский квартал» провела директор музея истории САФУ Наталья Шулакова.

Первые экскурсанты, бывшие студенты разных лет АЛТИ-АГТУ, прошли по набережной, по улице Северодвинской, немного не дошли до общежитий лесотехнического вуза и закончили экскурсию у бюста Валериана Куйбышева, что стоит у здания «Технопарка» САФУ и «смотрит» на проспект Ломоносова.

Как говорит Наталья Михайловна, содержание маршрута будет дополняться участниками тура. Экскурсанты тоже «заразились» интересом директора к историческим деталям и на ходу вспоминали, кто из преподавателей проживал в домах на Северодвинской (ныне эти дома снесены), где находилась студенческая столовая, а кто‑то вспомнил фонтан, что стоял перед главным корпусом, «в тылу у Ломоносова».

То, что фонтан (и даже вроде два) у памятника Ломоносову был — это точно. Ныне в музее изобразительных искусств открыта выставка «Чувство города», там выставлена линогравюра архангельского художника-графика Николая Наговицына «Студенты АЛТИ» 1965 года — как раз с фонтаном. Кто‑то вспомнил, что чаша фонтана ещё была в начале 1980‑х, хотя фонтан уже не работал.

А началась экскурсия с рассказа о Василии Алексееве, которого в своё время называли «самым сильным человеком планеты». Советский тяжелоатлет, олимпийский чемпион, чемпион СССР, Европы и мира начинал учиться в начале 1960‑х в АЛТИ и здесь же определил для себя спортивную карьеру главной. Однокурсникам он запомнился весьма буйным нравом, высоким ростом для своего послевоенного поколения и недюжинной силой. В ходе экскурсии показывают здание общежития, где он проживал, и столовой, в которой он частенько бывал.

Крупнейший вуз славился не только спортивными талантами, в те же 1960‑е в городе «гремела» студенческая вокально-инструментальная группа «Лесные братья», которая одной из первых внедрила в широкие массы молодёжи любовь к «битлам». Здесь же начинали свои карьеры Виктор Панов, худрук Молодёжного театра, и известный архангельский джазмен Владимир Резицкий, руководившие театральными и музыкальными коллективами студентов.

А кто ещё не видел «микрофон Высоцкого» в музее истории САФУ? Поэт, актёр и автор-исполнитель дал концерт в актовом зале АЛТИ в тот единственный раз, в 1968 году, когда приезжал в Архангельск. Студийный микрофон сохранил Александр Павлович Емельянов (правда, тот ли самый или идентичный — неясно).

А какие семейные династии, оказывается, были вплетены в историю города и переплетены между собой! В исчезнувших ныне «преподавательских» домах на Северодвинской улице проживали люди, имеющие прекрасное образование от столичных университетов, соблюдавшие традиции своих предков и сохранившие семейные предания. Про семью Гибшман, наверное, знают многие в Архангельске: Ирина Евгеньевна Гибшман, работавшая библиотекарем в АЛТИ в 1930‑е годы, вела свою родословную от старшего сына поэта — Александра Александровича Пушкина.

Историю того, как появился у здания главного корпуса АЛТИ памятник Ломоносову, кто его автор, знают все коренные архангелогородцы — памятник несколько раз переносили, пока он не занял своё нынешнее положение. Его автор — Иван Мартос, самое знаменитое творение которого — памятник Минину и Пожарскому на Красной площади. Мартос — представитель классицистической школы, потому Ломоносов и «одет» в римскую тогу.

Говорили на экскурсии и о том, какой вклад внесли учёные АЛТИ в строительство Архангельска. Много лет город рос только в длину на высоком берегу, но в 1960‑е годы стали осушать болота за историческим центром, засыпая их песком. Песок брали со дна Северной Двины во время дноуглубительных работ.

Успешную технологию строительства на торфяниках разрабатывала научная школа под руководством Николая Павловича Коваленко, первого доктора технических наук на стройфаке АЛТИ. Так возник большой привокзальный район на месте бывших «Мхов», а проще — обширного болота. К слову, на доме, что на углу улиц Тимме и Воскресенской, установлена памятная доска, посвящённая Николаю Павловичу, на которой написано: «Застройка привокзального района осуществлена благодаря его научным исследованиям».

Закончилась экскурсия у бюста Куйбышева, некогда стоявшего в вестибюле главного корпуса. Сейчас мало кто знает об этом политическом деятеле Советского государства, его имя было присвоено АЛТИ в 1935 году. Да что там говорить, город Самара более полувека носил название Куйбышев. По мнению директора музея истории САФУ, предположительно автором бюста является ссыльный скульптор и поэт Борис Зубакин, работавший в АЛТИ художником- оформителем. Скульптор был расстрелян в годы репрессий по надуманному обвинению, впоследствии реабилитирован. На сайте Добролюбовской библиотеки есть информация, посвящённая Борису Михайловичу Зубакину, которому в нынешнем году отмечается 130 лет со дня рождения.

Следующая экскурсия «Вузовский квартал» состоится в августе, объявление появится в социальной сети «ВКонтакте» музея истории САФУ. Приглашаются не только бывшие выпускники вуза «повспоминать», но и все желающие, кто любит пешком исследовать городские места и кому интересна «наглядная история» Архангельска.

Фото автора и из коллекции музея истории САФУ

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ИРХА