Проект предусматривает строительство волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) и обеспечение высокоскоростным доступом в интернет сел, поселков, деревень, аулов и станиц с населением от 100 до 500 человек. Накануне юбилея аналитическое агентство «ТМТ Консалтинг» при поддержке «Ростелекома», Tele2 и Минцифры России провело исследование о практических социально-экономических эффектах реализации проекта УЦН и влиянии появления интернета на жизнь в глубинке.
Первый этап проекта УЦН (2014–2021 годы) — это строительство точек доступа Wi-Fi в населенных пунктах, где проживают от 250 до 500 человек. Первая такая точка появилась 17 февраля 2015 года в деревне Михайловское Судиславского района Костромской области. Ежегодно «Ростелеком» вводил тысячи точек доступа по технологии Wi-Fi по всей стране. Всего на первом этапе было охвачено без малого 14 тыс. сел и деревень. Построено свыше 122 тысяч новых волоконно-оптических линий связи — это три экватора планеты Земля. Одновременно со строительством ВОЛС и точек Wi-Fi решались другие важные задачи: высокоскоростной интернет получали социально значимые объекты, включая школы и медицинские учреждения.
Второй этап проекта устранения цифрового неравенства (УЦН 2.0) стартовал в 2021 году. Во-первых, по решению Минцифры был расширен состав населенных пунктов-участников проекта —в него включены села и деревни, в которых проживает от 100 до 500 человек. Во-вторых, было решено строить на селе базовые станции (БС) мобильной связи стандартов GSM/LTE, которые должны обеспечить качественную голосовую связь и быстрый мобильный интернет. Первая базовая станция вышла в эфир 19 марта 2021 года в деревне Редкое Называевского района Омской области.
По проекту УЦН 2.0 к настоящему времени введена в эксплуатацию уже 4 841 базовая станция, построено свыше 17 тысяч километров ВОЛС. А с 2024 года «Ростелеком» и технологический партнер проекта Tele2 приступят к установке базовых станций GSM/LTE российского производства от компании «Булат». В исключительных случаях, когда прокладка наземных линий связи нецелесообразна по техническим и экономическим условиям, для подключения БС используются спутниковые технологии от компании «РТКОММ».
О масштабе проекта УЦН 2.0 говорят такие цифры: расстояние между самыми западной и восточной точками проекта составляет 6 589 километров, а между северной и южной — 3 569 километров.
Андрей Прищемихин, директор Архангельского филиала ПАО «Ростелеком»:
«Работа по реализации проекта УЦН стартовала в Архангельской области и Ненецком автономном округе в 2015 году и велась поэтапно согласно адресным планам. На данный момент на вверенной нам территории построены и введены в эксплуатацию 148 точек доступа Wi-Fi и 66 базовых станции сотовой связи. Совместно с региональными правительствами мы продолжим развивать телекоммуникационную инфраструктуру в Архангельской области и НАО, чтобы жители малых населенных пунктов имели такие же цифровые возможности, как в больших городах».
Павел Окладников, министр связи и информационных технологий Архангельской области:
«В Поморье реализован амбициозный план по возведению базовых станций, самый объемный по Северо-Западу. Наша задача — обеспечить максимальное количество жителей региона доступом к достижениям современного цифрового общества. В рамках федеральной инициативы УЦН 2.0 мобильная связь охватывает даже самые удаленные районы области, включая населенные пункты Арктической зоны и охраняемые природные территории».
Юбилей
проекта УЦН —
отличный повод, чтобы изучить социальные
и экономические эффекты от появления
интернета и мобильной связи в удаленных
и труднодоступных населенных пунктах.
Для проведения исследования применялись
технологии big
data
Tele2
с использованием обезличенных данных.
Главный вывод «ТМТ Консалтинг» —
потребление услуг связи на БС проекта
на треть выше, чем в среднем по стране.
Анализ сетевого трафика показывает,
что за месяц абоненты в среднем потребляют
28 Гбайт
мобильного интернет-трафика и
402 минуты общаются по
мобильному телефону. Это объяснимо,
ведь на селе меньше представлены другие
форматы досуга и получения информации.
Появление качественного доступа в интернет помогает формированию единого информационного пространства, а также увеличивает аудиторию российского контента (фильмов, сериалов, музыки). Среди важных целей использования интернет-доступа абонента отметили знакомство с новостями (81%) и актуальной локальной информации (65%), получение госуслуг (72%), пользование электронной почтой (58%), просмотр контента блогеров (47%), онлайн-запись к врачу (42%), поиск работы (21%), удаленная учеба (19%) и работа (11%).
Среди самых часто используемых мобильных приложений:
Респонденты отмечают влияние подключения населенных пунктов на образ жизни и деятельности, помимо очевидной интенсификации общения с родными и близкими:
Реклама. ПАО «Ростелеком».