Свыше 131 тыс. установленных компанией камер обеспечили бесперебойную онлайн-трансляцию на портал видеонаблюдения «Смотри ЕГЭ». Общее время трансляции превысило 5,7 млн часов. Высокие результаты показала и разработанная компанией нейросеть: доля выявленных искусственным интеллектом нарушений увеличилась в два раза по сравнению с предыдущим годом.
Система видеонаблюдения «Ростелекома» состоит из цифровых IP-видеокамер, обеспечивающих необходимый угол обзора и поддерживающих высокое разрешение видео и передачу качественного звука, коммутатора доступа, антивандального шкафа и источника бесперебойного питания, время автономной работы которого составляет не менее 20 минут. В поле зрения умных устройств попадают участники ЕГЭ, места печати, сканирования и раскладки экзаменационных материалов, при этом персональные данные выпускников, содержание заполненных бланков регистрации и ответы остаются в тайне. Система работает на базе защищенных высокоскоростных оптических каналов связи. Для хранения видеозаписей компания задействует собственные центры обработки данных, географически распределенные по территории России и оснащенные новейшими системами защиты от хакерских атак. За период проведения экзаменов в основном периоде специалисты «Ростелекома» отразили более 100 DDoS-атак.
Для организации ЕГЭ в 2024 году было задействовано 5 963 пункта проведения экзаменов (ППЭ) в 88 субъектах РФ и 77 ППЭ в зарубежных образовательных организациях на базе посольств, консульств, воинских частей в 54 странах мира. В каждом помещении «Ростелеком» установил не менее двух современных IP-камер. Система видеонаблюдения также была смонтирована в 2 126 аудиториях региональных центров обработки информации (РЦОИ), где проводилась обработка экзаменационных материалов и работали эксперты предметных и апелляционных комиссий. Охват помещений видеонаблюдением составил 100%, что позволило гарантировать объективность и максимальную прозрачность процесса сдачи экзаменов.
Анзор
Музаев, руководитель Федеральной службы
по надзору в сфере образования и
науки:
«Единый
государственный экзамен — это не просто
экзамен, а прозрачный инструмент оценки
знаний, разработанный российскими
специалистами. По многим параметрам он
превосходит аналогичные аттестационные
испытания в мире. Конечно, сдача
государственных экзаменов — волнительный
этап жизни каждого выпускника, но это
важный шаг к высшему образованию и
успешной карьере. Современный ЕГЭ не
стоит воспринимать как страшное
испытание. Это объективный и
высокотехнологичный инструмент, который
дает возможность абитуриентам
продемонстрировать свои знания и
поступить в выбранные вузы. Гарантом
честности и прозрачности проведения
экзамена выступает видеонаблюдение в
аудиториях. Оно не только исключает
нарушения на экзаменах, но и защищает
участников от возможных нарушений и
необоснованных претензий. ЕГЭ — это
шанс проявить себя и сделать уверенный
шаг навстречу мечте!»
Валерий
Ермаков, старший вице-президент по
работе с корпоративным и государственным
сегментами «Ростелекома»:
«Впервые
„Ростелеком“ организовал видеонаблюдение
при проведении ЕГЭ в 2014 году: тогда оно
проводилось в 40% аудиторий, сейчас уже
100% помещений оборудованы системой
видеонаблюдения. С тех пор наши умные
камеры ежегодно помогают контролировать
проведение итоговой аттестации
школьников, обеспечивая прозрачность
процедуры и равные условия для всех
участников. За это время мы значительно
усовершенствовали как саму систему,
так и ее защиту от внешних воздействий,
модернизировали оборудование, внедрили
новые решения и технологии. Так, с 2020
года искусственный интеллект обрабатывает
видеопотоки из аудиторий и выявляет
нарушения, что значительно облегчает
работу наблюдателей. Мы регулярно
улучшаем работу алгоритма нейросетевых
технологий, увеличивая его точность,
производительность и удобство
эксплуатации. В этом году доля выявленных
искусственным интеллектом нарушений
увеличилась в два раза. Подводя итоги
экзаменационной поры 2024 года, могу
утверждать, что она прошла без серьезных
технических сбоев: вся наша система
организована на высоком уровне и работает
как часы, обеспечивая беспристрастный
контроль и открывая выпускникам дорогу
к успешному будущему».
Видео из аудиторий в режиме реального времени транслировалось на портал видеонаблюдения «Смотри ЕГЭ». В аудиториях, расположенных за рубежом и в труднодоступных местностях РФ (2,3 тыс. помещений) велась запись, которая сразу после окончания экзамена с помощью специального программного обеспечения также попадала на портал видеонаблюдения. Архив видеозаписей ЕГЭ-2024 будет храниться в дата-центрах «Ростелекома» до 1 апреля 2025 года. Просматривать видео на портале могут аккредитованные специалисты (представители РЦОИ, органов исполнительной власти, подведомственных им организаций) и общественные наблюдатели.
Нарушения во время государственной итоговой аттестации контролировали около 13 тыс. общественных наблюдателей, а также технология анализа поведения с использованием искусственной нейронной сети. В дни проведения экзаменов машинное зрение просматривало онлайн-видеопоток из 270 аудиторий, а в офлайне — архивные видео из тысячи аудиторий в день. Система настроена на обнаружение подозрительного поведения участников экзамена: использования запрещенных предметов (средств связи и шпаргалок) и выноса контрольно-измерительных материалов. Система продолжит проверять возможные нарушения и в дополнительный период экзаменов.
В дни экзаменов специалисты провайдера круглосуточно следили за работой системы видеонаблюдения, осуществляли техническую поддержку портала онлайн-трансляций и его защиту от хакерских атак. Ежегодно в проекте задействовано свыше 5 тыс. ИТ-специалистов «Ростелекома».
Для пользователей портала была организована бесплатная горячая линия с номером 8 800, ее работа продлится до 31 октября 2024 года. В течение всего экзаменационного периода специалисты компании консультировали сотрудников Федерального центра тестирования и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, представителей органов исполнительной власти, включая министров образования субъектов РФ. Сервисную поддержку портала «Смотри ЕГЭ» обеспечивал «Ростелеком Контакт-центр». В этом году операторы обработали около 9 тыс. обращений, время ответа на звонки составляет считаные секунды.
Сергей
Шишмарев,
генеральный
директор «Ростелеком Контакт-центра»:
«Сдача
главных экзаменов — серьезная нагрузка
как для школьников, так
и
для
их родителей.
Поэтому наши операторы с большой
ответственностью подходят к участию в
этом федеральном проекте. Колоссальный
опыт в сопровождении государственных
экзаменов доказывает профессионализм
сотрудников. Тем не менее каждый год
для операторов, задействованных на
горячей
линии, готовятся актуализированные
инструкции, чтобы при оказании услуг
следовать новым
рекомендациям.
Также
для работы с обращениями настраиваются
специальные сценарии, которые
автоматизируют операции и повышают
доступность линии».
Реклама. ПАО «Ростелеком».