Платья, накидки, нижнее бельё, туфли, сапожки, а также всевозможное «дамское счастье», что хранилось в шкатулках, секретерах и на туалетных столиках — все эти прелестные вещицы и одежду эпохи модерна можно увидеть в фильмах, а на архангельской выставке — в подлиннике.
Архангелогородки ничуть не отставали от столичной моды, о чём сохранились различные воспоминания, записанные современниками — журналистами и писателями. Париж олицетворял в глазах горожанок моду, оттуда они выписывали и покупали одежду, а также читали о ней в модных журналах, которые тоже показаны на выставке.
Справедливости ради надо сказать, что тончайшая работа мезенских мастериц по вышивке нижнего белья ничуть не уступает по красоте и качеству французскому шёлковому пеньюару с кружевами.
Как рассказала Евгения Дубровская, заведующая сектором экспозиции Старинного особняка, к эпохе модерна кринолины и турнюры уже устарели, но корсеты дамы ещё носили, судя по сохранившимся экспонатам. Неудивительными были затейливые объявления в архангельских газетах вроде такого: «Варшавская специалистка корсетов принимает заказы на пошив новейших парижских фасонов».
Есть на выставке интереснейшие детали от «вещей с историей». Например, на подвенечном платье цвета «экрю» (похож на бежевый, но оттенок «уходит» в золотистый), на юбке спереди имеется пятно, как предполагают музейщики, от шампанского. Или женские высокие ботинки с модной тогда шнуровкой. Так вот, эти ботинки создал муж для своей любезной супруги. Сам. Хотя изначально обувщиком не был. Дело в том, что у его жены был очень маленький размер ноги, ну не детскую же обувь носить приличной замужней даме.
К слову, на выставке представлен туалетный столик с зеркалом-псише в резной деревянной раме, который музей приобрёл недавно, а на нём — коробочки от парфюмерии российской фабрики «Тэжэ», правда, это уже относится к началу 1920‑х годов. Загадочное «Тэжэ» расшифровывали как «Тайна женщины», «Тело женщины», а на самом деле — трест «Жиркость». Однако, несмотря на не самое приятное название, косметика и парфюмерия этого «бренда» пользовались большим спросом. Острословы даже частушку придумали:
На глазах — «тэжэ»,
На бровях — «тэжэ»,
На губах — «тэжэ»,
Целовать где же?..
Эх, тогдашние кавалеры даже не представляли, что будут делать дамы со своим лицом в XXI веке. Иначе бы посчитали, что им ещё повезло с этим «тэжэ».
Дополнена выставка старинными фотографиями архангелогородок-модниц. Имена красоток неизвестны, кроме одной — Нины Дмитриевны Видякиной, судьба которой оказалась печальна: мужа после революции расстреляли, ей самой пришлось отбывать срок в лагере, а её земной путь закончился в Казахстане. Помимо фотографии, на втором этаже Старинного особняка есть её живописный портрет неизвестного художника, переданный музею внучкой.
Так что будете на выставке «Архангельск. Городские модницы» — присмотритесь к этим фотографиям модных дам. Может, узнаете свою прабабушку?..
Экспонаты выставки — из коллекции музейного объединения «Художественная культура Русского Севера», кроме антикварной куклы знаменитой немецкой фабрики «Armand Marseille» и лошадки, представленных в «детской витрине», они из частной коллекции.