У книголюбов Архангельска наверняка ещё не улеглись впечатления от роскоши книжных прилавков и встреч с авторами на фестивале «Белый июнь. Книги», а дома скопились стопки заветных приобретений
Внимание читателей, несомненно, привлекли интересные дебюты и новые книги молодых талантливых авторов, которые рекомендует библиотека.
Хелена Побяржина «Другие ноты», 2024 /18+
Яркий дебютный роман «Валсарб» молодого прозаика, филолога, переводчика из Беларуси вошёл в 2023 году в списки престижных премий «Большая книга» и «Ясная Поляна». Вторая её книга — роман-пасьянс, в котором сто четыре главы перемешаны произвольно, но при этом заботливо пронумерованы. Их можно тасовать и читать в предложенном автором порядке — а можно «выпрямить» историю. Сама писательница называет референсом к такой необычной архитектонике «Других нот» «Игру в классики» Хулио Кортасара. «Другие ноты» — наполненная музыкой история девушки Иветы, любви, материнства, потерь и поиска себя, рассказанная в отрывках из её жизни.
В одной истории героиня едва справляется с новой ролью матери и с послеродовой депрессией, в другой — страстно мечтает о ребёнке. В десятой — девочка сочиняет пьесы, видит мелодию («она кружила вокруг неё бабочкой, только успей схватить»), рисует звуки, слышит цветную музыку, везде и всюду поёт. Взрослая Вета, молодая Вета, ребёнок Вета — все они живут одновременно, проживают свои истории. Можно попытаться прочитать историю линейно, в порядке нумерации глав, увидеть жизнь героини от ребёнка к взрослой женщине, но тогда, кажется, будет совсем другое восприятие. Хелена Побяржина — волшебница-кружевница, играющая со словами и составляющая из них красивые узоры. Эта книга в первую очередь о молчании — о причинах, которые его культивируют, о том, как травматична бывает недосказанность. А ещё о всем нам знакомом желании прожить жизнь иначе — стать другим или поменяться с кем‑то местами.
Антон Секисов «Комната Вагинова», 2023/18+
Молодой писатель, журналист и редактор, создавший нескольких повестей, рассказов, верлибров и роман «Бог тревоги», известен также как популяризатор русской классики первой половины XX века. Недавно москвич Секисов переехал жить в Санкт-Петербург, и этот факт биографии для него — важный поворотный момент.
Герой романа — молодой филолог Арсений Синяков — решил написать биографию Константина Вáгинова (Вагенгейма), участника практически всех литературных объединений Петербурга 20‑х годов прошлого века, приятеля Хармса и Введенского, автора четырёх «странных гипнотических романов» и тома стихов, умершего в тридцать четыре года.
Поиски комнаты, в которой прожил автор знаменитого романа «Козлиная песнь», привели Сеню в коммуналку дома на канале Грибоедова. Её хозяйка и другие жильцы — словно специально собранные в одном месте персонажи каких‑то абсурдных произведений самого Вагинова.
Кроме того, в одной из комнат находится связанная девушка с кляпом во рту, и остаётся гадать, кто её похититель и чего он хочет. Фон романа создают петербургская зима с её «сосулями», мутная Нева, заснеженная набережная канала Грибоедова, дворы-колодцы с каретными сараями, парадные, рюмочные, периодически оживающие статуи. «Всё, что совершается в Петербурге, происходит как будто не по‑настоящему, как во сне». Биографическое исследование превращается в полный иронии, сарказма, тонкого юмора полумистический триллер, где грани между древнегреческими богами и мстительными духами, коммуналкой на канале Грибоедова и её странными обитателями, прошлым и настоящим, сном и явью… полностью стираются.
Надя Алексеева «Полунощница», 2024/18+
Главный герой «Полунощницы» — остров Валаам в северной части Ладожского озера, чудо природы и требующая беспрестанного труда суровая земля. Прозаик, драматург, редактор Надя Алексеева сама, подобно главному герою, работала там волонтёром, выполняла монастырские послушания в поле, садах и храмах.
Весной 2016 года москвич, айтишник Павел едет на остров искать родню, восстанавливая историю семьи сорокалетней давности. «Полунощница» — в первую очередь роман о связи поколений. Неделя, проведённая на Валааме, изменит жизнь Павла кардинально. От себя убежать сложнее, чем с острова — последнее герой может запросто сделать несколько раз, однако постоянно останавливается, понимая, что ещё не нашёл ответы на все вопросы.
Сильное впечатление на автора произвела история Валаамского дома инвалидов, который существовал там до 1984 года. Вместе со статьями, историями, мемуарами, расследованиями ей открылись и портреты Геннадия Доброва «Автографы войны». Как вспоминал Добров: «Это всё были солдаты, которые ходили в рукопашные бои с немцами, — смелые, бесстрашные. И даже потом, когда они лишились возможности двигаться, то и тут они, и в этой жизни, совершали отчаянные поступки».
«Время на романном Валааме прозрачно, слоисто. Сквозь сегодняшний день проступают семидесятые, когда в советском интернате доживали ветераны-инвалиды, дальше — Отечественная, ещё глубже финская, и подо всем этим бездонно темнеет вечность».
У Нади Алексеевой получился серьёзный достоверный текст — о связи нас с прошлым, которая не только не рвётся, но и всё плотнее переплетается с настоящим.
Даша Благова «Течения», 2024/18+
Историю взросления и обретения себя, начатую в книге «Южный ветер», автор продолжает в новом романе. Даша Благова выросла в Минеральных Водах, уехала учиться в Москву на факультет журналистики, этот же путь повторяет её героиня. Настя, отличница, впервые приезжает в столицу, поступает в институт, живёт в общежитии и пытается совместить свои ожидания от столичной жизни и не всегда позитивную, а иногда и откровенно жестокую реальность. Насте приходится пройти через испытания не столько ученические и студенческие, а, скорее, жизненные.
Одна из центральных тем романа — её отношения с матерью, с сестрой, с соседками по общежитию и наиболее подробно прописанная тема очень непростой дружбы, наполненной ревностью, обидами, завистью с яркой, но несколько эгоистичной девушкой Верой, иногда даже переходящей в ненависть.
Вера учится «на платном» (и уже в одном том, как надменно она это произносит, целая пропасть между девушками), живёт одна в квартире, которую ей снимают родители, она стильно одета и подкована в политике. На фоне Веры Настя чувствует себя неудачницей, а ещё сомневается в нормальности их дружбы, потому что Вера не упускает возможности прилюдно подколоть её или забыть о подруге в тот момент, когда она больше всего нужна. Повзрослеть, построить зрелые отношения и обрести опору Насте помогают любовь и поддержка близких, возвращение собственной южной идентичности, а стремление помочь другим даёт возможность найти внутренний смысл.
Широкому кругу читателей книга, возможно, будет любопытна из‑за ностальгии, местами горькой, по студенчеству и по событиям в Москве 2010 года.