За первые шесть месяцев 2024 года депутаты областного Собрания провели шесть сессий, в том числе одну внеочередную. С формальной точки зрения, результатом этой работы стало принятие 70 законов и 196 постановлений.
Но за каждым рассмотренным и принятым документом есть своя история. Мы попросили председателей профильных комитетов областного Собрания оглянуться назад и оценить парламентские итоги первого полугодия.
Результат получен
Александр Фролов, председатель комитета Архангельского областного Собрания депутатов по законодательству и судебно-правовым вопросам:
— Если ориентироваться только на цифры, то можно говорить, что комитет рассмотрел 10 законопроектов и 11 постановлений.
Но я бы акцентировал внимание на двух моментах, на двух законах, принятых в том числе и по предложениям наших избирателей.
В этом году мы значительно усилили административную ответственность за неправомерные парковки на детских площадках, на спортивных площадках, на газонах. На наш взгляд, это должно сработать, и результат мы получим. То есть у нас во дворах станет намного меньше хаотичных парковок.
И внесены принципиальные изменения в областной «закон о тишине». Теперь в законе указаны места, где шума просто не должно быть — это жилые дома в первую очередь, это садово-огороднические хозяйства, гостиницы, поликлиники, больницы, санатории.
И по настоятельным предложениям избирателей изменили время режима абсолютной тишины: в будние дни с 22.00 до 8.00, в выходные дни с 22.00 до 10.00. То есть в этот период никакие источники шума не должны нарушать покой жителей.
Молодёжи — приоритет
Игорь Чесноков, председатель комитета Архангельского областного Собрания депутатов по вопросам государственного управления, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества:
— Одним из основных вопросов, на которые обращал внимание наш комитет в первом полугодии, — это вопросы молодёжной политики. У нас теперь работает Молодёжный парламент, комитет курирует его деятельность, проведены депутатские слушания в сфере молодёжной политики.
Кроме того, создана и рабочая группа по внесению изменений в областные законы в сфере молодёжной политики. Так, более 20 законопроектов сегодня требуют уточнений и предложений по развитию молодёжной политики и в связи с этим дополнений в понятийный аппарат. Например, предложено включить в закон понятие «молодая студенческая семья». Ещё часть предложений связана, например, с организацией работы несовершеннолетних северян, и так далее.
Ещё одна тема, на которую обратил внимание наш комитет — сфера пожарной безопасности. Сейчас в этой отрасли планомерно реализуются дорожные карты по повышению уровня оплаты труда специалистов. Мы говорим также о необходимости дальнейшего развития материально-технической базы этой сферы.
Многие вопросы комитет рассматривал в формате выездных заседаний — они касались взаимодействия с Государственным юридическим бюро, с Общественной палатой Поморья, с Военно-историческим обществом, с практикой реализации законов в муниципалитетах.
Впервые в рамках межпарламентского сотрудничества мы провели совместное заседание с коллегами из комитета по местному самоуправлению Госсовета Республики Коми — оно прошло на приграничной территории, в Усть-Илимском районе Коми и Вилегодском округе. Мы сравнили практики работы в таких сферах, как создание муниципальных округов, инициативное бюджетирование.
Добиваясь главного
Александр Дятлов, председатель комитета Архангельского областного Собрания депутатов по лесопромышленному комплексу, сельскому хозяйству, природопользованию и экологии:
— В этом полугодии мы продолжали работу, направленную на поддержку нашего лесопромышленного комплекса, в тесном взаимодействии с губернатором Архангельской области, с правительством Поморья, с профильным министерством.
Наша задача — доносить до федерального центра информацию о проблемах, с которыми сталкивается отрасль, чтобы они решались в оперативном порядке. И, должен сказать, что все наши обращения на федеральный уровень в том или ином виде нашли отклик.
Но понятно, что работу по поддержке одной из ключевых отраслей экономики нашей области мы продолжим. Например, в части перевода локальных котельных на пеллеты. Кстати, к этому процессу готово подключиться одно из федеральных ведомств.
И не менее важное: наша борьба с так называемыми «наливайками» привела к успеху. Принят федеральный закон, который дал возможность регионам вводить ограничения их работы. Речь идёт о кафе, барах, рюмочных, расположенных в многоквартирных домах и на прилегающих территориях. В развитие федеральных норм мы приняли областной закон, которым установили запрет на розничную продажу алкоголя при оказании услуг общественного питания в таких объектах общепита, с 23 часов до 9 часов, за исключением ресторанов. Это позволит защитить интересы северян, проживающих в многоквартирных домах и страдающих от шумного соседства с «наливайками».
Считаю, что самого главного мы добились.
Да, сейчас эти «наливайки» пытаются перепрофилироваться, назвать себя «ресторанами». Но мы готовы к таким ходам и знаем, как этому противодействовать.
Найти новые подходы
Сергей Эммануилов, председатель комитета Архангельского областного Собрания депутатов по социальной политике и здравоохранению:
— Минувший парламентский период у нас сложился очень активным, очень насыщенным. Если говорить коротко в целом о здравоохранении, например, то это сопровождалось большим количеством мероприятий.
Так, мы инициировали правительственный час, который был посвящён вопросам организации доступности первичной медицинской помощи, то есть тому, что очень актуально для большинства жителей области.
Комитет помогал в организации взаимодействия между профильным министерством и муниципальными органами власти при решении проблемы кадрового дефицита в здравоохранении.
Также по инициативе нашей фракции «Единая Россия» мы провели два круглых стола, посвящённых проблематике в сфере здравоохранения, — о состоянии материально-технической базы, кадровом обеспечении фельдшерско-акушерских пунктов и о доступности медицинской помощи для наших отдалённых сельских населённых пунктов.
Мы обсудили на нашей площадке организацию выездных форм работы — «Поезда здоровья», врачебных бригад, — чтобы проанализировать, как сделать эту помощь доступнее для людей. Считаем, что нам удалось достичь многих целей, при этом поставили и ряд задач перед профильным министерством и органами местного самоуправления.
Нельзя не упомянуть и о таком важном событии, как День областного Собрания в СГМУ. В этом году нам удалось найти новые подходы, чтобы заинтересовать молодёжь работать в родном регионе. Мы предложили депутатам провести встречи со студентами-земляками, и надеемся, что установленные контакты сыграют в последующем положительную роль.
Что же касается вопросов социальной политики, то здесь наше внимание прежде всего было сосредоточено на реализации указа президента о социальной поддержке многодетных семей.
Практически на каждой сессии мы рассматривали и принимали внесённые губернатором Архангельской области законодательные инициативы, направленные на реализацию тех или иных положений указа президента. А второе ключевое направление нашей работы — это социальная поддержка участников специальной военной операции.
Когда нужны точечные решения
Виктор Заря, председатель комитета Архангельского областного Собрания депутатов по строительству, топливно-энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству:
— Наш комитет курирует такие важнейшие направления, как переселение граждан из аварийного жилья, благоустройство территорий, в том числе по программе «Комфортное Поморье», вопросы обращения с ТКО. Это то, что волнует многих северян.
Да, значимые, принципиальные решения по этим направлениям приняты. Но в некоторых случаях возникает необходимость точечного урегулирования некоторых вопросов.
Например, в сфере капитального ремонта многоквартирных домов было принято решение о проведении обследования их технического состояния. Это позволит корректировать краткосрочные планы, исходя из технического состояния дома. Собранная в результате обследования информация направляется в Государственную жилищную инспекцию, которая на основании этих данных вносит изменения в планы текущего капремонта.
Не менее важная законодательная новация — о создании регионального оператора по комплексному развитию территорий. Он сможет заниматься и отбором территорий, и сбором всей необходимой документации — считаю, что в конечном итоге это решение позволит повысить и скорость, и качество работ. Особо подчеркну: оператор не будет являться коммерческой организацией.
В зоне особого внимания
Игорь Годзиш, председатель комитета Архангельского областного Собрания депутатов по вопросам бюджета, экономики, финансовой и налоговой политике:
— Начало года, первая его половина — это всегда вопросы вхождения в новый финансовый период, связанный с текущим бюджетом. Решения, принятые в конце предыдущего года, переходят на этот год. И требуют особого внимания.
Практически каждую сессию мы анализируем и принимаем решения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки той или иной категории северян. Многодетные семьи, семьи участников СВО — это тоже зона ответственности нашего комитета, мы внимательно отслеживаем ситуацию по финансовому наполнению этих льгот.
Ещё один важный аспект: налоговая реформа, которая сейчас находится в стадии обсуждения. Мы очень внимательно подошли к этому вопросу, вместе с коллегами проанализировали предлагаемые изменения и поддержали их. Важно, что дополнительные средства пойдут на решение главных для страны и её жителей задач.
В целом же идёт планомерная работа, и выделять что‑то одно я бы не стал. Ведь любой финансово-бюджетный вопрос так или иначе касается жизни каждого северянина, каждой семьи Архангельской области.
У нас достаточно опытные депутаты, которые прекрасно понимают, как работает бюджетный комитет. Мне в своё время доводилось плотно контактировать с депутатами областного Собрания разных созывов. Мне кажется, мы сработались. А то, что иногда спорим — это нормальный процесс, так и должно быть.
Избегая дублирования
Ольга Виткова, председатель комитета Архангельского областного Собрания депутатов по культурной политике, образованию, науке, туризму и спорту:
— В течение этого полугодия наш комитет неоднократно обращался к законопроектам, которые находятся в сфере нашей ответственности, — прежде всего к законам об образовании, реализации госполитики в сфере культуры, физической культуры и спорта.
Так, к региональному закону об образовании мы обращались четыре раза — вносили изменения, связанные с совершенствованием федерального законодательства.
Мы понимаем, что зачастую они незаметны конкретным людям. Но это серьёзно систематизирует работу органов власти, местного самоуправления.
Например, обсудили изменения в закон, связанные с выплатами советникам директоров образовательных организаций по воспитательной работе. Ранее мы перечисляли их в муниципалитеты в виде межбюджетного трансферта. Но, безусловно, правильнее было бы средства доводить в рамках областной субвенции, поэтому изменения в методику были внесены.
По поручению президента приняты решения для стимулирования привлечения педагогических кадров в сельские территории и малые города. С 1 марта текущего года увеличено ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство с 5 тысяч до 10 тысяч рублей для педагогов государственных и муниципальных школ в населённых пунктах с численностью до 100 тысяч человек.
Ещё одна новация — отмена так называемой региональной серебряной медали за успехи в учёбе. На федеральном уровне вернулись к идее необходимости поддержки выпускников двумя видами наград — золотыми и серебряными медалями. Соответственно, мы отказались от региональной, так как дублировать это не совсем правильно.
Были внесены и изменения в законы в сфере культуры, в части поддержки народно-художественных промыслов. Понимаем, что, сохраняя наши исконные, традиционные промыслы, мы поддерживаем и культуру, и историческую память, и патриотическое воспитание. Тем более что мастера очень активно вовлекают в эту работу и детей, и молодёжь.
Ряд решений был принят и в сфере физической культуры. Это решения, направленные прежде всего на поддержку любительских спортивных объединений.
Отдельное внимание я бы уделила закону о патриотическом воспитании. Он был внесён прокуратурой региона, в первом чтении рассмотрен и принят в декабре. Была создана рабочая группа, ко второму чтению поступило 43 поправки, 22 из них были учтены. Закон стал хорошим базовым нормативным актом — он определил все основные подходы к этому вопросу.
Думаю, через полгода-год мы к этому закону вернёмся и посмотрим, как он работает, оценим, какие ещё изменения нужны.