Что тебе снится, речной труженик «Коммунар»?

В дни празднования 440‑летия Архангельска ушедший на покой «Коммунар» привычно принимал на борт пассажиров

Но теперь они вместе с ним могут путешествовать по волнам памяти. Сотрудники Московского музея современного искусства представили на его борту инсталляцию «Коммунар». Сны времени». Это начало проекта Северного морского музея «Северная Двина — река памяти».

Всё же стоит хотя бы кратко ещё раз сказать об истории этого теплохода, знакомого нескольким поколениям архангелогородцев.

«Коммунар» был построен в январе 1940 года на Исакогорском судоремонтном заводе. И это было первое судно со сварным корпусом, построенное здесь. Правда, ему достался паровой двигатель от тёзки, который был построен в Выборге ещё в 1896 году. Конечно, этот исторический двигатель не сохранился — в 1962 году в Великом Устюге «Коммунар» прошёл капитальный ремонт, сейчас бы сказали — модернизацию. И тогда у него появились дизельный двигатель и усовершенствованный корпус.

Всего «Коммунар» провёл почти 80 навигаций, перевёз в общей сложности более 10 миллионов пассажиров. Одним словом, труженик.

К причалу Красной пристани «Коммунар» поставлен осенью 2020 года, его под своё крыло взял Северный морской музей. А музею теплоход передал прежний владелец — Архангельский речной порт.

И у теплохода началась совершенно новая жизнь. Теперь его пассажирами становятся туристы, а также горожане, которым во снах приходит молодой «Коммунар», рассекающий речные просторы Северной Двины. А сколько воспоминаний с ним связано — он ходил по самым популярным «пригородным» маршрутам, в последнее время работал на линии Соломбала — Хабарка — Пустошь, а также ходил на Кегостров.

В нынешнем году Северный морской музей выиграл грант Благотворительного фонда Владимира Потанина «Индустриальный эксперимент». Конкурс задуман как поддержка сохранения отечественного индустриального наследия. А таковым является спасённый «Коммунар».

Евгений Тенетов, директор Северного морского музея, объясняет, что на грантовые средства откроется выставочный зал, посвящённый речной жизни Архангельска и области. Как он пояснил, на выставке будет представлено всё, что относится к прошлому и настоящему Северной Двины, включая жизнь прибрежных деревень. Там также будут проходить выставки художников, кинопоказы, концерты и встречи. И вот сделан первый шаг к осуществлению этого проекта.

Кроме того, на «Коммунаре» ещё с прошлого года проходят встречи и концерты. В дни фестиваля «Белый июнь» на его «музыкальной палубе» выступили группы «Кокора», дельтахор «Пойма» и арфистка Мария Хачатурова. На самом деле народ был в востороге, что примечательно — независимо от возраста. Красоты было очень много, учитывая красоту реки, музыки и самого «Коммунара», согревавшего душу даже своим видом.

И надо видеть, с каким трепетом поднимаются на борт теплохода те, кто не раз отправлялся на нём по делам или возвращался домой.

— Тот же запах! — останавливается на палубе немолодая архангелогородка, вдыхая сохранившийся запах машинного масла. — Будто сейчас отчалим…

И тут слышится удар рынды, которая висит на палубе — ударить может любой. И кажется, что сейчас раздастся гудок и «Коммунар» увезёт своих пассажиров кому куда захочется, как в волшебных снах в одной известной сказке.

Но это лучше — это быль. И «Коммунару», и городу повезло. Теплоход обрёл новую жизнь, а город — необычный музейный экспонат, которого ему так не хватало. Везде, где они есть, становятся одной из главных точек притяжения. Есть все основания надеяться, что у «Коммунара» будет такая счастливая судьба.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Светлана ЛОЙЧЕНКО