Семнадцать первых
Это новое направление фестивального проекта «Кинопорт», поддержанного Президентским фондом культурных инициатив и Губернаторским центром Архангельской области, — образовательный проект для детских педагогов, которые вместе с учениками пробуют снимать собственные видеоистории, учатся этому сами и учат ребят. Одна из его задач — заложить основу для развития регионального кино.
Сначала участникам проекта три месяца преподавали теорию, а затем семнадцать из них поехали «на практику» — снимать настоящее кино. Площадкой стала старинная плесецкая деревня Вершинино на территории Кенозерского национального парка.
Нам довелось познакомиться с этой необычной съёмочной командой и даже несколько дней наблюдать съёмочный процесс. Кстати, всего за пару дней до нашего знакомства практиканты сами впервые перезнакомились вживую. До этого они учились дистанционно и общались между собой по видеосвязи, будучи из самых разных точек области: Архангельска и Северодвинска, Няндомы и Котласа, Шенкурска и Каргополя, виноградовского Березника и Карпогор…
Оказалось, что на входе в проект у них был очень разный опыт работы с детьми в сфере создания кино, и в кинопедагогику они пришли разными путями. Например, Наталья Кудрявцева из Архангельска устроилась преподавать в детскую медиастудию, дав волю собственной детской мечте снимать кино. Марина Головина из Котласа возглавляла театральное объединение школьников и решила дать своим ученикам новый опыт. А Ирина Савичева из Няндомы вообще не думала о кинопроектах — она преподаёт в школе английский, но заметила поголовное увлечение детей видеосъемкой на телефон и решила научить ребят монтировать. Неожиданно для неё, рассказывает Ирина Борисовна, кружок монтажа привлёк ребят всех возрастов, от шести до семнадцати, а потом образовалась группа детей, которым очень понравилось «снимать кино», и теперь они хотят продолжения…
— И пусть пока их не очень привлекает черновая работа вроде монтажа: они больше любят быть актёрами, — хочется дать им представление обо всей работе за кадром, — говорит Ирина Борисовна.
Внутри кино
Рано утром мы вместе с командой проекта отправляемся на очередные съёмки. За десять дней «практики» кинопедагоги должны снять два игровых короткометражных фильма, сейчас очередь первого — «Дотянуться рукой до небес».
Настоящие специалисты здесь — только операторы и куратор практикантов, опытный кинорежиссёр из Москвы Татьяна Жукова, одну из работ которой — фильм под названием «А» — можно было увидеть на нынешнем фестивале Arctic Open. Остальные роли разобраны участниками проекта по желанию. Выглядят практиканты уверенно.
По сюжету фильма главная героиня Аня, художник-реставратор из Москвы, приезжает в родную деревню навестить болеющую бабушку, но уже не застаёт её в живых. Бабушка — последняя хранительница местной часовни, уже полуразрушенной, и, уходя из жизни, завещает Ане продолжить её дело. Аня рвётся в город, пока по стечению обстоятельств к ней в руки не начинают попадать фрагменты «небес» этой часовни, считавшиеся утерянными, — так называют характерный для северных деревянных храмов потолок, собранный невысоким куполом из расписных деревянных граней…
Мы застаём момент, когда Аня, по сценарию, вот-вот войдёт в часовню с найденными фрагментами впервые — и на её пороге познакомится с ещё одной важной героиней фильма — Верой Михайловной, директором местного музея. Этот эпизод предстоит снять у стен самой узнаваемой достопримечательности парка — Никольской часовни деревни Вершинино.
Начинается работа: выставить кадр, выставить свет… Актёры занимают позиции. Режиссёр фильма Наталья Литовченко отдаёт последние распоряжения.
— Звук идёт? Камера идёт? Начали!
Не теряя настроя
Оказывается, что первое умение для кино — это умение работать тихо, кем бы ты ни был на съёмочной площадке. С непривычки это трудно, и куратору приходится то и дело напоминать участникам:
— Тишина на площадке!
Также требуется держать во внимании множество нюансов: на итоговую запись влияет буквально всё вокруг! Важно прямо на ходу подстраиваться под обстоятельства. Вот звукорежиссёр с помощником замечают «странную аномалию»: при приближении актёров к часовне звук на приёмниках пропадает. Требуется встать с приёмниками ближе, но как это сделать, чтобы не попасть в кадр? Методом проб всё‑таки удаётся найти способ — спрятаться с приёмниками в часовню и «ловить» звук изнутри.
С обеда обещали дождь, значит, с работой на улице нужно поторопиться. Но так же думают и местные жители: и тут и там они выходят во дворы и включают газонокосилки. Приходится снова делать перерыв и идти договариваться. Услышав про кино, люди идут на уступки.
А вот с животными, в отличие от людей, не договоришься. Прямо во время съёмок на площадку выходит стадо коров, пасущееся без пастуха: им всё равно, что здесь кино, они лениво возвращаются с выпаса привычным маршрутом. По словам куратора Татьяны Жуковой, разного рода неожиданности во время съёмок — обычное дело, так что к этому нужно быть готовым и относиться философски, не теряя рабочего настроя. И, кажется, участникам проекта это удаётся. Они со смехом вспоминают, как накануне снимали сцену обретения главной героиней части «небес»: по сюжету она находит их в старом сарае, но подходящий сарай найти не удалось — вместо этого снимали в старой бане по-чёрному.
— Места мало, кругом паутина! Пришлось ползти на корточках, — рассказывает звукорежиссёр Дарья Федоровцева. — И после этой бани все были в саже!
«Сладкие» роли
Но бывают в кино и неожиданные удачи, в чём убеждаемся уже на следующий день у той же Никольской часовни. Когда съёмочная группа ломает голову, как снять одну из самых важных сцен — воспоминание героини о себе маленькой, к часовне поднимаются туристы, семья с девочкой лет трёх — светлоголовым ангелочком с открытым взглядом.
Так это же точь‑в-точь «маленькая Аня»! И у участников сразу рождается образ — дитя с широко распахнутыми глазами, кружащееся под куполом «небес».
На удачу, кроха «идти в кино» не боится, и родители не против, так что новую актрису тут же ведут на съёмочную площадку. Запасливые декораторы вытаскивают цветастые советские платки и наскоро сооружают из них самодельную «юбку», скрывая под ней современную одежду девочки, а режиссёру удаётся объяснить малышке, что надо делать. Так маленькая Лиза из Мирного, приехавшая отдохнуть в Кенозерье, получает свой первый актёрский опыт в кино, а съёмочная группа проекта — одну из самых сильных сцен фильма…
К слову, Лиза в этом проекте — единственная актриса, появившаяся внезапно. А вообще, с актёрским составом фильмов определились ещё задолго до начала съёмок.
— Нам послали отрывки из сценария, и мы должны были сами дома снять какой‑то небольшой эпизод. А потом в прямом эфире выбирали, у кого получилось лучше, тридцать участников проекта и режиссёр Татьяна Жукова. Учитывалась и фактура героев: например, актёры должны были подходить друг другу по росту, — рассказывает одна из актрис проекта Елена Коновалова.
— Я немного побаивалась того, что у нас будут непрофессиональные актёры и такой сложный материал, — не скрывает куратор Татьяна Жукова. — Но здесь все настолько одарены актёрской природой, что бери каждого — и снимай в кино.
У участников в свою очередь захватывающие впечатления от актёрского опыта работы под руководством настоящего режиссёра.
— Мы Татьяну вначале боялись, потому что она сказала: «Буду строго оценивать». А потом все передружились. Татьяна — мега-режиссёр и при этом очень открытый человек, — рассказывает Наталья Кудрявцева, исполнительница роли Веры Михайловны. — Я всегда верила, что мы снимем что‑то стоящее, но что это будет такого класса, не представляла. И если у наших учеников будет такой опыт, это будет классно. Нужно только придумать «детский» сценарий. Очень хочу, чтобы они попробовали. Мне кажется, такое им запомнится на всю жизнь.
«Небеса» из бочек
— Сложность с сочинением декораций и костюмов была в том, что мы не знали локаций, в которых будем снимать, — рассказывает декоратор проекта Марина Головина. — Из-за этого нам уже на месте требуется многое менять. Например, пришлось срочно «осовременивать» одежду и быт героев, которые по сценарию — местные жители. Когда нас предупредили, что Вершинино — очень древняя деревня, мы представили местных такими стереотипно деревенскими. А когда приехали, оказалось, тут цивилизация, видно, что здесь есть развитие. Нам потребовалось часа три, чтобы решить, что будем делать, — в итоге мы убрали из кадра всё, что показалось лишним. А потом вечером я пошла в деревенский магазин и стала свидетелем картины, которая заставила меня посмотреть ещё глубже. Продавец сосчитала сумму моей покупки на счетах, а потом «пробила» на картридере, чтобы я смогла расплатиться карточкой. Как будто время здесь сошлось, но не перемешалось, — и до сих пор такое удивительное чувство.
Для того чтобы не попасть с декорациями впросак, кинопедагогов учили не лениться задавать себе «глупые» вопросы, то есть подвергать сомнению даже то, что кажется очевидным. Ведь каждая деталь в кадре должна быть уместна. Следующий уровень — научиться включать «говорящие» детали.
— Вы заметили, что у нас все жительницы деревни в платьях, а горожанки в брюках? Так задумано, — отмечает Марина Александровна. — Или вот у Ани, героини фильма «Дотянуться рукой до небес», в первый её приезд в деревню модная стрижка и модный окрас волос. Актрисе специально надели парик. Мы хотели показать, что вначале Аня совсем ещё городская жительница, такая манерная, а через три года в деревне она у нас будет в платье и с натуральными волосами.
Многие предметы пришли в фильм удивительным образом. Например, причудливый ключ, которым открывают часовню, нашёлся в натурном фонде Котласской школы искусств № 7, где преподаёт Инна Слибо, помогавшая создавать декорации. Это настоящий старинный ключ, который некогда подарила школе «для срисовывания» одна из котлашанок. А старинные кружева и ручная вышивка, которые появляются в интерьере родового дома главной героини, Марина Головина обнаружила не так давно на чердаке дома, доставшегося в наследство от бабушки.
Фрагменты небес в руках героини фильма на самом деле — детали двух старых бочек, которые умело расписала под настоящие небеса Никольской часовни семья Слибо: Инна, её муж и сын. Все трое — художники по образованию.
— Несмотря на то что у меня художественное образование, такие декорации я не делала никогда до этого, — признаётся Инна Николаевна.
30 монтажных листов
Когда материал для первого фильма отснят, участники проекта меняются ролями и начинают съёмки второго фильма — «Обед в молчании». И только одна из них, Ирина Савичева, не идёт на новую съёмочную площадку: она приступает к монтажу. Это многоступенчатый процесс, требующий очень большой сосредоточенности, рассказывает Ирина Борисовна. По сути, первые его этапы — это даже ещё не собственно монтаж, а подготовка к нему: предстоит свести вместе звуковые и видеофайлы, ведь звук и видео записывались отдельно, и отсеять явный брак. Вот тут‑то и пригождаются монтажные листы, где делались пометки по качеству каждого из файлов.
– Оказывается, второй режиссёр — очень важная и ответственная роль, особенно при монтаже, — делится она в перерыве. — Чтобы мы могли смонтировать фильм, я каждый день сижу после ужина до часу ночи, сбрасывая отснятые за день видеофрагменты и звук. То есть, когда другие идут отдыхать, у меня начинается самая работа. И это мы ещё монтаж не делали. Это огромный объём невидимой черновой работы.
Ни одну из сцен не получилось снять с первого дубля, рассказывает Ирина Борисовна. А некоторые переснимали по десятку раз, и это не считая репетиций без камеры. Так что за 21 сцену фильма накопилось около тридцати монтажных листов. Самой сложной сценой оказалась самая первая, которую кинопедагоги снимали ещё по пути в Кенозерский парк прямо в автобусе, который вёз их от станции Плесецкая. Эта сцена открывает фильм и показывает зрителю главную героиню на пути в родную деревню.
– В фильме она займёт всего десять секунд, а мы снимали её два с половиной часа, потому что мы только начинали работать, и потому что аппаратура только начинала работать, и чисто технически это было очень сложно: дорога очень тряская, — вспоминает Ирина Борисовна. — А ещё было очень жарко, и при этом под камерой всё время приходилось сидеть практически без движения. Но и это был замечательный опыт.
Глубокая история
Сегодня фильмы, снятые кинопедагогами во время этой удивительной «практики», можно увидеть и оценить на ресурсах проекта. Осталось сказать, что идеи для них участники проекта тоже выбирали сами — вместе.
Ещё во время обучения каждому из них дали задание придумать свою идею для фильма. Затем придуманное обсуждали и выбирали лучшее голосованием. Идея того фильма, который впоследствии получил название «Обед в молчании», принадлежит руководителю любительской киностудии «Новая Коряжма» Николаю Третьякову. Это комедия о том, как важно быть искренними в отношениях. Идею фильма «Дотянуться рукой до небес» подала преподаватель Котласской школы искусств № 7 Инна Слибо.
— Посыл этого фильма молодым людям от 30 до 40 лет: сейчас их очень много, таких, как главная героиня Анна, — молодых профессионалов, крутых, но одиноких, потерявших смысл жизни. Анна не осознаёт своей опустошённости, пока не попадает туда, где её корни, — рассказывает Инна Слибо.
В фильме история обретения Анной своих «небес» становится метафорической. Но, как оказалось, на эту идею Инну Николаевну натолкнул сюжет из жизни.
— Я сразу решила, что, раз мы едем снимать в Кенозерье, нужно обязательно показать красоту этого места и непременно через деревянное зодчество, — рассказала Инна. — И, когда в поисках идеи стала читать-смотреть всё связанное с ним в последнее время, наткнулась на удивительную историю реставрации «небес» деревянного храма, которая прямо сейчас разворачивается в Кижах. Так получилось, что во время Великой Отечественной войны все расписные детали в том храме сняли, чтобы сохранить, а после войны удалось вернуть только иконостас — «небеса» сгорели. И вот, по счастью, обнаружились сохранившиеся чёрно-белые фотографии тех «небес», и сейчас происходит настоящее чудо: «небеса» восстанавливают по этим снимкам, причём участие в этой реставрации принимает наш ученик, выпускник Котласской школы искусств и теперь уже выпускник Репинской академии.