Слобода к слободе – и вырос город

Архангельск не всегда был единым городским пространством, а постепенно прирастал слободами

Они формировали его особый исторический и культурный облик.

Сегодня наш разговор об этом с Еленой Корницкой, которую читатели знают как автора книг об Архангельске. Сейчас она работает над книгой, которая тоже связана с его историей и называется «Архангельск, слобода за слободой». Накануне празднования 440‑летия Архангельска говорим с автором и о новой книге, и о том, чем её вдохновляет на поиски новых тем родной город.

— Елена Николаевна, у вас уже есть издания, которые пользуются большим спросом читателей. Имею в виду книгу «Город над Двиной» и альбом «Храмы Архангельска». Чем будет от них отличаться новая книга?

— Да, первая книга «Город над Двиной» вышла в 2011 году и с тех пор несколько раз переиздавалась. В 2014 году я выпустила альбом «Храмы Архангельска», который довольно быстро раскупили, что подтверждает интерес к истории Архангельска. В этих книгах я старалась максимально сжать тексты. Выбранный формат этих книг в виде альбомов не предполагал подробностей, и многим интересным фактам из жизни города не нашлось в них места. В новой книге, которая будет называться «Архангельск, слобода за слободой», я постаралась более подробно рассказать о том, как образовался город. Я считаю, что наш город особенный.

— В чём же особенность Архангельска, с вашей точки зрения?

— Что такое город? Попросту говоря, это место, где живёт много людей. Почему люди селятся в одном месте? У каждого города своя судьба. Неудивительно, когда появляются города там, где тепло, сытно, солнечно. А в нашем краю холодно, леса, болота, гнус. В давние времена по своей воле выбирали здесь место для жизни разве что монахи. Они устремлялись в строгий монастырь северной природы, чтобы в трудах и молитвах, вдали от мирских соблазнов посвятить свою жизнь служению Богу, строить монастыри. Для обычных людей ничего особо привлекательного на этой территории не было.

Нашему городу назначено быть! Он возник по воле царя, когда Руси необходим был на Севере страж, порт и торг.

Архангельск основан в тот период, когда после неудачи в Ливонской войне Россия лишилась приневских земель и оказалась отрезанной от Европы. В 1583 году ещё не было железных дорог, выход к Балтийскому морю появится только через сто лет, после строительства Петербурга. На юге хозяйничали турки, и лишь через двести лет у России появится выход к Чёрному морю, будет построен порт в Одессе. Большой и богатой стране, чтобы торговать с западными странами, необходим был порт, а также форпост для защиты северных границ государства.

В 1583 году царь Иван Грозный издаёт указ, подписанный 14 марта 1583 года, где повелевает «город делати» на реке Двине «наспех», поскольку понимал важность исторического момента. И город поставили «одним годом». Так в 1584 году началась 440‑летняя его история.

— Почему вы решили в новой книге историю Архангельска показать как историю формирования его слобод? Чем это важно?

— В настоящее время Архангельск представляет единое городское пространство. Но это не потому, что за четыре столетия тот маленький «городок-детинец» так разросся. Мне хотелось, чтобы читатели представили, как складывался город из отдельных слобод, каждая из которых имела своё предназначение.

Город-крепостица в урочище Пур-Наволок был построен по старинным обычаям — «огороженное место» вокруг древнего Михайло-Архангельского монастыря. Его надо было заселять.

Чтобы стали в новом городе селиться люди, их на пять лет освобождали от налогов и разных повинностей. И начали среди лесов и болот образовываться поселения — слободы. Возникновение каждой из них было вызвано определённой необходимостью. Словом «слобода» раньше называли поселение людей обычно одного рода занятий, которых освободили от податей, налогов, иначе говоря, «ослобонили от тягла».Тягло в переносном смысле — бремя, это система денежных и натуральных государственных повинностей крестьян и посадских людей в Русском государстве XV — начале XVIII века.

Поначалу на мыс Пур-Наволок к острогу-детинцу переселили 130 семей поморских крестьян. Они приехали из разных мест со своим нехитрым скарбом и кое‑какой скотинкой, чтобы обживать новый город, и стали первыми жителями Жилецкой слободы. В Архангельской областной летописи записано: «Так город Архангельский стал состоять из двух частей: детинца-кремля-острога-крепости Новгородок и ремесленного посада Ново-Холмогоры». Тут же были построены первые деревянные гостиные дворы.

Обосновываясь на новом месте, люди сразу заботились о возведении божьих храмов. Так в каждой слободе возникали церкви, поначалу деревянные.

Для защиты и строительства нового города привлечено много служивых людей, стрельцов, пушкарей, затинщиков. Южнее крепостицы, вдоль берега Двины сформировались Стрелецкая, Пушкарская, Затинная слободы. Стрельцов было больше. Стрелецкой слободой стали называть территорию между нынешней улицей Карла Либкнехта до Поморской и далее. Ограничение условное.

Ниже по течению реки, за Гостиными дворами селились иностранцы, образовалась Немецкая слобода со своим укладом жизни и своими храмами.

После крупного пожара на мысе Пур-Наволок по указу царя Михаила Фёдоровича Михайло-Архангельский монастырь перевели в урочище Нячеры «выше города за версту над Двиною же рекою». За улицей Урицкого, раньше она называлась Архиерейской, сформировалась Архиерейская слобода. Это было отдельное поселение со своим собором, вотчина архиерея, куда в 1762 году из Холмогор перенесена епископская кафедра.

Более чем через 100 лет после основания города в Архангельск приехал царь Пётр I для строительства первой казённой верфи. Это дало начало возникновению в Соломбале Адмиралтейской слободы со своим губернатором, своим собором.

В 1716 году по указу Петра I местное войско перевели на правый берег реки Кузнечихи, в деревню Кузнечиху. Так образовалась Солдатская слобода, её часто называют Кузнечевской.

Постепенно, год за годом, верста за верстой, все эти своеобразные поселения соединились, образовался единый город, морской порт, столица Севера.

Со временем потомки тех, кто когда‑то по воле судьбы попал на Север с разных мест, образовали уникальную общность людей. Крестьяне, ратники, монахи, строители, торговцы, моряки, русские, немцы, голландцы, англичане, поляки, татары, ненцы естественным образом смешались и сроднились. Они обогатили жизнь города своими обычаями, культурой, впитали поморские традиции, стали россиянами. В иных местах жителей нашего края нередко называют поморами.

— Читатели привыкли, что ваши издания иллюстрированы редкими фотографиями. В каком формате будет издана книга и какие иллюстрации будут в ней использованы?

— Естественно, что в одной книге рассказать более чем 400‑летнюю историю города невозможно, такой задачи не ставилось. При написании книги использованы официальные источники информации, но эта книга не научный труд. Читателям не стоит ожидать указания множества дат, фамилий, чтобы за судьбой отдельных объектов не потерялась главная цель книги — создание общей картины образования Архангельска.

В книге использовано много старинных и современных фотографий. Кроме этого, есть авторские графические рисунки, а также картины, написанные на основании снимков, чертежей и макета Зосимы Петровича Калашникова. Они отражают представление автора о старом Архангельске, как выглядели берег Двины, центр города с красивым Кафедральным собором, давно разрушенные храмы, отдельные дома. Думаю, что сюжеты картин дополнят рассказ о простой и неспешной жизни северного города, над которым то и дело раздавался колокольный звон, с реки доносились пароходные гудки, на Двине покачивались мачты судов, по Троицкому пробегал красненький трамвайчик, и многое другое, не совсем забытое…

— Ваша книга — об истории Архангельска, то есть о его прошлом. А каким вы видите его будущее?

— Нашему городу исполняется 440 лет. Его можно назвать древним, но у него большие перспективы развития. Архангельск — столица Поморского края, значимость которого для страны только возрастает.

Фото и картины предоставлены героиней публикации

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Светлана ЛОЙЧЕНКО