— А вы в храм заходили? — спрашивает Михаил Дмитриевич Суховерхов, житель Шотовой Горы, как он представился. Но мы‑то знаем, что именно он был инициатором восстановления храма 21 год назад и занимается им до сих пор.
В храм мы не заходили. На высокий угор, где стоят храм Покрова Богородицы и Никольская церковь, приехали поздно. Участники хора «Рябиновые зори» возвращались из поездки по левобережью Пинеги, где показывали представление, посвящённое 95‑летию Пинежского района. И уже после выступления в Карпогорах приехали в Шотову Гору. Дело в том, что хор «Рябиновые зори» Пинежского землячества давно дружит с народным хором села Шотова Гора. Участники этого хора приезжали в Карпогоры на выступление хора «Рябиновые зори», потом вместе водили хороводы. А затем пригласили гостей из Архангельска перед дорогой домой поужинать в трапезной храма и передохнуть перед дорогой. А заодно договориться о новой встрече — осенью этого года хору из Шотовой Горы исполняется 60 лет. А его участники тоже помогают в восстановлении храма, в частности готовят обеды для работников.
В храм мы не зашли, потому что были уверены — в такой поздний час он закрыт.
— Храм у нас открыт всегда, — говорит Михаил Дмитриевич, — круглые сутки — кто когда хочет, тогда и заходит, хоть ночью, если есть у человека потребность помолиться в такое время.
Увы — фотографии не передают всего величия этого сельского храма, возвышающегося на высоком угоре, где Пинега делает свой знаменитый изгиб. Благодаря ему здесь обширные заливные луга, что позволяло селу и в дореволюционные годы, и в советские колхозные быть одним из самых зажиточных во всей округе. А вид, открывающийся с угора, добавляет красоты и самому храму. И можно представить, какое это было село, если его жители могли позволить себе строительство такого храма.
Михаил Дмитриевич рассказывает, что под этим строительством подписались хозяева 200 домов, было это в начале прошлого века. В то время на угоре стояла деревянная церковь Николая Чудотворца, которая была возведена ещё в XVI веке, но она уже не соответствовала статусу села, да и не вмещала всех желающих попасть на службу.
И так получилось, что возведение храма было связано с именем Иоанна Кронштадтского. Первый камень будущего храма был заложен в 1903 году, в тот же год Шотову Гору впервые посетил Иоанн Кронштадтский, а летом следующего года он освятит каменный фундамент будущего храма. Фотография, на которой запечатлён этот исторический момент, сейчас висит в трапезной на видном месте. И сам храм батюшка тоже освящал.
Иоанн Кронштадтский пожертвовал пять тысяч рублей на строительство храма, свои вклады в это строительство вносили жители деревни. Но самый значительный внёс местный лесопромышленник Севериан Козьмич Кыркалов. Он и Иоанна Кронштадтского встречал в Пинеге и сопровождал его до Шотовой Горы.
И уже после того, как в 1909 году храм был освящён, Иоанн Кронштадтский не оставлял своей заботой Покровский храм — в 1911 году из Сурского монастыря служить сюда приехал Георгий Маккавеев. ученик Иоанна Кронштадтского.
И служил до 1918 года, а затем его повезли в Архангельск и расстреляли. Но всё же службы в храме Покрова Богородицы и в церкви Николая Чудотворца продолжались — их вели сами прихожане аж до 1933 года. А потом колокола с храма были сняты, и на барже их отвезли в Архангельск, а храм закрыли. Кстати, трагически сложилась и судьба семьи Северина Кыркалова, который внёс самую большую лепту в строительство храма. Сам он умер в 1912 году, его жена с младшими детьми уехала в Норвегию, а три его старших сына после революции в разное время были расстреляны.
В Никольской деревянной церкви открыли клуб в тридцатые годы, а в 1957 году она сгорела. В Покровском храме сначала был устроен склад имущества, конфискованного у раскулаченных крестьян, потом здесь хранили зерно.
— Когда мы приняли решение хотя бы законсервировать и остановить разрушение храма, крыши на нём практически не было, — рассказывает Михаил Дмитриевич. — Три маковки из пяти обвалились. Осыпалась со стен штукатурка, падали кирпичи, полы сгнили, из них прорастали трава и деревца.
Михаил Дмитриевич это необратимое разрушение храма видел каждый день, потому что жил ближе всех к нему. В 2002 году при поддержке газеты «Пинежье» он вместе с односельчанами создали в Шотовой Горе ТОС, написали четыре проекта, получили небольшие гранты. На эти средства закупили доски, брус, кровельное железо, гвозди, чтобы укрыть храм от разрушения. Работы начали в 2003 году.
Тут стоит сказать, храму очень повезло — он не имеет статуса памятника и государством не охраняется. Значит, жители могли не опасаться штрафных и прочих санкций, когда решили взяться за его сохранение, а потом восстановление.
Как случается в таких ситуациях, у инициаторов появились единомышленники из разных мест Архангельской области, из Нарьян-Мара и из Москвы. Специалисты из Архангельска провели экспертизу потолочных перекрытий, дали советы, с чего начинать укрепление храма и как дальше вести его восстановление.
Деревянную церковь Николы Чудотворца срубил со своей бригадой известный на Пинежье строитель Виктор Фалилеевич Черемный. Где требовалась подсобная рабочая сила, помогали деревенские жители.
Михаил Дмитриевич говорит, что иконостас в церкви Николая Чудотворца вырезал житель Шотовой Горы — и иконостас этот выглядит очень нарядно. Эта церковь — уже новодел, только стоит на месте старинной, но сгоревшей. Значит, тоже никто не скажет, что сделано что‑то не так. Как умеют, как видят, так и делают. Это их церковь и их храм.
Первая литургия в храме Покрова прошла в 2015 году. Служба в храме проходит по праздникам, тогда сюда съезжается большое количество гостей со всего района и не только. Храм притягивает к себе многих путников — знают, что можно зайти в любое время.
Заходим и мы в храм — он поражает своим, кажется, безграничным пространством и белизной стен. Правда, Михаил Дмитриевич говорит, что надо бы штукатурку подправить, как оказалось, не совсем правильно изначально положили. Спешить некуда — храм до сих пор восстанавливается, но при этом уже живёт, действует. А сам процесс его восстановления даёт жизненный смысл всем, кто в нём участвует.
Сейчас восстанавливается множество храмов — это стало приметой времени. У каждого возрождённого храма своя история и своя судьба. И не ошибёшься, если в каждом случае скажешь, что эта судьба особенная. И всё же история строительства и возрождения и деревянной церкви Николая Чудотворца, и особенно храма Покрова Пресвятой Богородицы удивляет и выглядит каким‑то чудом. Как такое возможно в небольшом уже селе?
Михаил Дмитриевич на этот вопрос отвечает так:
— Если есть деньги, мы работаем, если нет — молимся.
А потом добавляет:
— Молимся мы всегда — знаем, что без воли Божьей нам ничего сделать бы не удалось.
Фото автора и с портала православной газеты «Благовест»