На встрече, которая пройдёт в день открытия «Белого июня» — 21 июня — в 19:15, речь пойдёт о том, зачем вообще нужны были арктические конвои — и не было ли более безопасного и эффективного способа доставки военной помощи от союзников; можно ли было предотвратить катастрофу; какую роль арктические конвои сыграли в войне и почему важен именно конвой PQ 17, в чём его исключительность и откуда название «корабли-призраки».
PQ-17 — арктический конвой времён Второй мировой войны, ставший известным большими потерями.
Конвой был отправлен в СССР 27 июня 1942 года со стратегическими грузами и военной техникой из США, Канады и Великобритании. В его состав входило 35 грузовых судов. Прикрытие конвоя осуществлялось несколькими группами кораблей союзников. Непосредственное прикрытие конвоя осуществлялось британскими эсминцами, кораблями ПВО, тральщиками и вооружёнными траулерами, находящимися под командованием коммандера Джона Брума.
Вблизи конвоя находилось также соединение британских и американских крейсеров под командованием контр-адмирала Луиса Гамильтона. Дальнее прикрытие конвоя осуществляло соединение тяжёлых британских и американских кораблей, в состав которого входили авианосец и два линкора. Германские ВМС провели операцию «Ход конём», целью которой было уничтожение конвоя. Планировалось нанести по конвою PQ-17 совместный удар силами надводных кораблей, подводных лодок и авиации.
Из 35 транспортов до Архангельска добрались только 11. 2 судна вернулись в Исландию. 22 транспорта общим тоннажем более 142 тысяч тонн были потоплены немецкими подводными лодками и авиацией. На дно ушли 210 самолётов, 430 танков, 3350 автомобилей и 99 316 тонн других генеральных грузов. Помимо транспортов были также потоплены спасательное судно «Зафаран» и эскадренный танкер «Олдерсдейл». Таким образом, общее количество потерь PQ-17 составило 24 судна. Потери экипажей судов составили 153 человека. Из них только 7 погибли до момента роспуска конвоя.