16.06.2024 11:00

На выставке в Санкт-Петербурге один из залов посвящён Фёдору Абрамову

Речь идёт о выставке «Лев Додин: жизнь человека» в музее театрального и музыкального искусства в Санкт-Петербурге

В музее театрального и музыкального искусства в Санкт-Петербурге работает выставка «Лев Додин: жизнь человека», посвящённая 80‑летию режиссёра Льва Додина и 80‑летию Малого драматического театра. Один из залов этой выставки посвящён Фёдору Абрамову.


Соединяя два Дома

В тот день в Санкт-Петербурге стояла необычная для конца мая жара. Но вот заходим в Полярный флигель Шереметьевского дворца, где расположилась выставка, и первый зал — Абрамовский. И сразу окунаемся в прохладу… А ещё будто струятся пинежские песнопения. Такая прозрачная чистая нота. Северная страна, страна Фёдора Абрамова. Зал так и называется — «Человек и страна». Эпиграфом — слова писателя: «Для меня вся страна домом была». Эта цитата менее известна, мы привыкли к той, где Абрамов говорит о Доме, который человек строит в душе. А если соединить эти два Дома? Дом, который в душе, с этим огромным Домом-страной, который простирается через леса, реки, горы и моря — холодные и тёплые, — через сады, виноградники и даже пустыни. И жить там вольготно, просторно. Так мог Абрамов. Поэтому чувствовал себя в ответе за всю страну как за свой родной дом.

В общем, эта выставка со многими подтекстами, что ожидаемо, когда речь идёт о творчестве Льва Додина, воплощённом на сцене Малого драматического театра.

Александра Штаркман, заместитель директора по научной и международной деятельности музея театрального и музыкального искусства, рассказывает, что работать над этой выставкой было непросто. Театр живой — он сейчас действует, поэтому в музее практически нет его фондов.

По словам Александры Михайловны, идею этой выставки предложил сам театр, а готовил музей. Концепцию создала Наталья Ивановна Метелица, директор музея, а оформлением занялся художник музея Юрий Сучков, который работал театральным художником.

— Перед нами стояла задача не просто сделать всё красиво, привлекательно, а выстроить мизансцены, как в спектакле, — продолжает Александра Михайловна. — И здесь мы учитывали особенность этого театра — у него есть миссия, актёры не просто играют на сцене, они служат. А большой режиссёр, каким является Лев Додин, ведёт диалоги с большими мастерами слова. Прежде всего он ведёт диалог не со зрителями, а с автором произведения, которое ставит на театральной сцене.

Говорит с Достоевским, говорит с Абрамовым, говорит с Шекспиром, говорит с Чеховым. Итог такого разговора — спектакль.

На выставке четыре зала, каждый посвящён одному из этих писателей. И авторы выставки обозначили их в зависимости от представления — о чём с ними мог вести тот самый внутренний диалог Лев Додин?

С Фёдором Абрамовым — о стране. Зал так и называется — «Человек и страна». Зал, посвящённый Шекспиру, — «Человек и мир», Чеховский зал посвящён теме «Человек и человек», а зал Достоевского — «Человек и Бог».

Александра Михайловна говорит, что посетители очень хорошо восприняли эту идею выставки.

— Особенно нам дорого то, что её приняли актёры театра, — объясняет она. — Они пришли до открытия, внимательно осмотрели все залы. Мы видели, что они были удовлетворены увиденным…


Непревзойдённая и легендарная

И всё же зал, посвящённый Фёдору Абрамову, отличается от остальных — в них нет такой чёткой привязки к конкретному месту. А в Абрамовском зале — дух Пинежья.

Сказалась многолетняя связь Малого драматического театра с Верколой, родиной Фёдора Абрамова. И та экспедиция 1977 года, когда второй курс Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии отправился в Верколу, так и осталась непревзойдённой и легендарной.

В результате той поездки появился курсовой учебный спектакль «Братья и сёстры». В 1985 году Лев Додин поставил «Братья и сёстры» в МДТ, и спектакль стал нравственным камертоном современного театра. В 2015 году появился новый спектакль, с молодой частью труппы. В 2016 году с новой постановкой спектакля театр приехал в Архангельск. Спектакль длился шесть часов, но ни один зритель не покинул зал.

Мне посчастливилось общаться с Натальей Анатольевной Колотовой, которая играла Анну Пряслину ещё в студенческой постановке спектакля «Братья и сёстры». После той знаковой поездки в Верколе она бывала не раз. В 2017 году туда она привозила китайских студентов, будущих актёров. И их театр начался с Верколы. По возвращении из села они сразу отправились в Китай.

Кстати, «Братья и сёстры», тот самый шестичасовой спектакль, был показан и в Китае. Зрители говорили, что это лучшее, что они видели в своей жизни.

Наталья Анатольевна в продолжение абрамовской линии в театре поставила моноспектакль «Бабилей» по рассказу Фёдора Абрамова. Единственную роль в нём играет Вера Быкова, заслуженная артистка России, которая тоже участвовала в веркольской экспедиции. Этот спектакль и сейчас идёт на сцене МДТ, есть зрители, которые на него ходят по много раз. И каждый раз плачут — умеет Фёдор Александрович размягчать сердца…

А в 2016 году архангельские зрители увидели «Бабилей» во время фестиваля «Родниковое слово». И этот часовой спектакль, где все роли играет одна актриса, до сих пор остаётся культурным событием для Архангельска. Потому что там чистая абрамовская правда, почерпнутая на его малой родине.

И эту ноту старались передать авторы выставки в Санкт-Петербурге, создавая атмосферу северной глубинки, у которой такая сила притяжения, которую не могут ослабить ни годы, ни всевозможные события, происходящие в стране. Но ведь это страна, которую Фёдор Абрамов принимал всем сердцем как дом родной. И чувствовал за неё ответственность — как бы она ни менялась. Он жил в ней и пытался сделать лучше. Для этого будил человека в человеке. Чтобы он мог построить дом в душе…

И важно помнить об этом сегодня. Может, кто‑то после этой выставки захочет отправиться на Русский Север? Но есть повод, будучи в Санкт-Петербурге, побывать в Шереметьевском дворце, где в одном из залов продолжает жить своей жизнью страна Фёдора Абрамова. Та, которую он считал своим домом. Есть чему у него поучиться…

Фото автора и из архива Натальи Колотовой

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Светлана ЛОЙЧЕНКО