Разбираемся вместе с Анастасией Бученковой, психологом АНО поддержки инициатив в области семьи, материнства, отцовства и детства «Новый взгляд».
«Она без него никуда…»
В нашу рубрику «Воспитание с пониманием» пришло очередное письмо:
— Дочке три года. У неё есть любимая игрушка — тряпичный заяц. Она без него никуда — и спать не ложится, и за стол не садится. Гулять без него мы тоже не ходим. Не то что она постоянно зайца в руках носит, но он присутствует рядом или в сумке прячется. Недавно случайно забыли сумку эту в поликлинике. Что тут началось! Пришлось бежать с рёвом назад. И я даже не представляю, что было бы, если бы зайчика мы не нашли… Нормальна ли такая зацикленность у ребёнка?
Анна, Архангельск
— Выбор ребёнком какой‑то определённой, любимой игрушки — это не про зацикленность, а про привязанность, что абсолютно нормально, — говорит Анастасия Бученкова.
Любимая игрушка — действительно ценность для малыша. Он находит в ней утешение, поддержку. Для него это своеобразный символ стабильности, безопасности.
Зайчик, мишка или динозаврик помогают справляться с душевными переживаниями — тревожностью, грустью, волнением, когда ребёнок попадает в незнакомую ситуацию — поход к врачу, какая‑то дальняя поездка. Ведь игрушка — частичка его маленького мира, понятного и привычного, которая «всегда с собой». Вдвоём с зайкой легче пережить и разлуку с родителями, если маме, например, необходимо куда‑то отлучиться.
С игрушкой ребёнок общается — разговаривает, делится радостью, настроением — развивается эмоционально, осваивает новые навыки. Учится заботиться — «покормить, спать уложить». Другими словами, игрушка помогает ему взрослеть.
Первая такая привязанность может возникнуть довольно рано — в возрасте до года. Привязываются дети, кстати, не только к игрушкам. Это могут быть самые разные вещи, как правило, мягкие, нежные на ощупь, вызывающие приятные ассоциации — спокойствие, тепло. Например, детское одеяльце, подушка.
Маленькие дети особенно чувствительны к запахам. И те же игрушки-комфортеры для младенцев, которые, по сути, представляют собой кусочки мягкой ткани, — их даже специально рекомендуют маме носить какое‑то время с собой, использовать при кормлении, чтобы игрушка обрела родной для малыша запах.
Младенец ещё не может, не умеет с такой игрушкой играть, но он её хорошо чувствует — игрушка помогает успокаиваться. И когда она просто лежит рядом с ним в кроватке, создаётся ощущение маминого присутствия: «Я не один!»
«Ты ведь уже большой!»
Годам к пяти-шести привязанность, как правило, сходит на нет. В идеале к этому времени малыш самостоятельно «отказывается» от своей игрушки — спокойно выходит без неё гулять, оставляет дома или вспоминает о ней только перед сном. Но в ситуации особенно сильной привязанности, в более старшем возрасте, можно ребёнку помочь, деликатно предлагая: «Машенька, давай мы с тобой погуляем сегодня сами, а зайчик нас подождёт дома. Ты вернёшься и расскажешь ему, что интересного на прогулке видела».
Рушить привязанность через силу не стоит. Ни в коем случае нельзя и подсмеиваться, подтрунивать над ребёнком: «Опять своего медведя с собой тащишь! Ты ведь уже большой! Не стыдно?» И, конечно, не надо наказывать малыша лишением любимой игрушки: «Пока всю кашу не съешь, мишку своего не получишь!» Для ребёнка это может стать сильным стрессовым моментом.
Важно постепенно создавать условия, когда ребёнок может взаимодействовать со средой без помощи игрушки — научится проговаривать свои чувства, переживания, обретёт больше самостоятельности и внутренней уверенности.
Но даже если ребёнок уже «отказался» сам, психологи советуют сохранить его любимую игрушку. Может случиться так, что даже через несколько лет, в какой‑то сложной, стрессовой ситуации, потребность в плюшевом мишке или тряпичном зайчике возникнет вновь. Такая игрушка — это ещё и помощник-«связной» для родителей, чтобы установить с ребёнком контакт, поговорить по душам.
Не обсудив с ребёнком, не стоит принимать и радикальные решения в отношении других его игрушек: «Я все старые машинки отдала Васе из соседнего подъезда… Ты ведь ими всё равно больше не играешь».
Игрушки — первая собственность ребёнка. Нарушая личные границы, продавливая их силой, чему мы его научим? В отношениях между взрослыми такое самоуправство могло бы выглядеть так: мама приходит домой, а папа говорит: «Дорогая, я тут заметил, что ты давно не пользовалась старой сковородкой… Так я отдал её соседке». Как это будет воспринято мамой? «Это моя сковородка! Я сама решаю, что с ней делать!»
Передайте ребёнку ответственность постепенно. Детям более старшего возраста предложите самостоятельно разобрать игрушки — выбрать, что они оставят себе, а с чем готовы расстаться — подарить, передать «по наследству». Но если ваш «большой» ребёнок пока не готов ничего отдавать — настаивать тоже не стоит.
Мишка номер два
Ещё один важный момент, который на консультациях часто озвучивают мамы, — внезапная потеря любимой игрушки. Забыли в поезде, автобусе, в поликлинике… И «всё пропало!» Ребёнок безутешен. На такой случай, зная, насколько игрушка дорога малышу, хорошо изначально иметь игрушку-двойника.
Понятно, что когда одна и та же игрушка находится в пользовании постоянно, то она выглядит и пахнет для ребёнка определённым образом. И если просто вручить малышу нового медвежонка, как нам кажется, абсолютно такого же — подмену ребёнок сразу заметит. Поэтому мишку номер два лучше с самого начала выдавать попеременно с оригиналом, чтобы обе игрушки воспринимались ребёнком одинаково.
Но если двойника нет, а найти пропавшего зайца не представляется возможным — не паникуем, ищем альтернативу. Задача родителя — поддерживать ребёнка. Поэтому в первую очередь разделите его чувства, обнимите: «Ты расстроился из‑за того, что зайчика нет рядом… Тебе сейчас очень грустно». Дайте эмоциям выйти, будьте рядом, утешьте. Но в то же время подключите фантазию — необходимо «выиграть время», чтобы постараться сделать ситуацию менее травматичной для ребёнка.
«За мной пришёл волшебник…»
Можно, например, рассказать историю о том, что игрушка отправилась на поиски друга — поразвивать вместе с ребёнком эту тему. Знаю случай, когда мама написала маленькой дочке, которая очень остро переживала пропажу, письмо от лица потерянной куклы. Суть письма была примерно такой: «Маша, за мной пришёл волшебник и заколдовал меня. Я выгляжу теперь совсем по‑другому. Хочешь ли ты пойти в магазин игрушек, чтобы найти меня на полке — отгадать среди других?»
Для ребёнка это возможность продолжить игру, пережить некоторое приключение, испытать новые эмоции. В итоге малышка отправилась с мамой в магазин и с удовольствием отыскала там свою игрушку: «Это точно она!» И подобных волшебных способов, на самом деле, много.
Бывают ли дети, которые не привязываются к игрушкам? Конечно, бывают. На эту тему даже проводились исследования — привязывается к игрушке примерно каждый второй ребёнок. Соответственно, такое же количество детей подобной привязанности не испытывают. И это тоже нормально. Ведь все дети разные. С любимым зайчиком ваш малыш или без — главное, чтобы он сам чувствовал себя любимым и счастливым.