Полтора года назад архангелогородка Наталья Ушакова неожиданно для самой себя начала вышивать броши.
Научиться волшебству
— Это было настолько красиво, что я «пропала», — шутит Наталья. — Смотрела и не понимала: «Как это вообще сделано? Можно ли подобное повторить?» И решила, что обязательно должна этому волшебству научиться. Ну или хотя бы попробовать…
По профессии Наталья — человек творческий, дизайнер-верстальщик. Себя называет «самоучкой».
— Я, наверное, по жизни такая — всегда чему‑то учусь, иду вперёд, прокладывая тропинку, — поясняет она. — Если душа лежит, мне интересно, то стараюсь вникнуть в тему как можно глубже. Изучаю досконально — со всех сторон, обращаю внимание на мельчайшие детали. В общем, погружаюсь с головой. Так и с брошками — начала искать мастер-классы, курсы. Загорелась!
Признаётся, что к рукоделию её тянуло всегда, с самого детства.
— Азам вышивки нас учили в начальных классах — стёжки, гладь, крестики. Но после окончания школы вышивала крайне редко. И только нитками мулине, — рассказывает Наталья. — Берёшь иголку с ниткой и будто картинку рисуешь. Нравилось! А в подростковом возрасте какое‑то время увлекалась ещё и плетением макраме. И лишь с вязанием не получалось, хоть и старалась его освоить в то время.
Помню, как‑то раз были мы с родителями в гостях у родственников. И моя тётя похвасталась костюмом, который ей связали на ручной машинке — юбка плиссированная и роскошный джемперок красоты невероятной.
Возможно, этот случай и стал решающим в выборе профессии после окончания школы. Я решила пойти учиться в профессионально-техническое училище на вязальщицу.
Бусинки-крупиночки
По словам Натальи, учёбу в училище она до сих пор вспоминает с теплотой.
— Нас учили не только вязать, делать расчёты, снимать мерки, но и фантазировать, мечтать, замечать красоту вокруг. Этот творческий заряд, — признаётся, — мне потом в жизни очень пригодился.
И хотя Наталья по первой своей профессии никогда не работала, но любовь к вязанию осталась навсегда. Только на спицах и в качестве хобби.
— Я много вязала себе, своим детям. В изделиях пробовала реализовывать разные узоры, — говорит Наталья. — Но потом это как‑то поутихло. Возможно, времени перестало хватать. Если так посмотреть, то в каждом из нас кроется много талантов — где‑то там, глубоко. Только по разным причинам не все из них прорастают.
— Но вышитые броши, получается, всё‑таки «проросли»?
— Наверное, — улыбается Наталья. — Когда я начала вышивать на фетре, то почувствовала сразу, что моё — отзывается в душе… Хотя пальцы и не слушались. На спицах вязать и тоненькой иголочкой вышивать — разница есть. С непривычки все пальцы исколола. Да и бусинки, как крупиночки — надо было ещё приловчиться, чтобы ровненько ложилось.
Чудо чудное
Наталья показывает свою самую первую брошку — бархатное яблочко. Чудо чудное — словно из сказки.
— У меня тогда и материалов‑то под рукой особо не было, — признаётся она. — Использовала кусочки велюра, оставшиеся от новогоднего костюма сына. Нашла дома бисер, пайетки, старые серёжки достала из шкатулки. И из того, что было, «сочинила» яблочко. И так оно меня вдохновило… В общем, действительно, как в сказке — покатилось яблочко по дорожке.
После яблока были груши — вышивка на вельвете. Потом фантазийный гранат, цветы, морские черепахи и даже медузы…
— Идей, на самом деле, множество, — поясняет Наталья. — Что‑то я придумывала сама, что‑то брала с мастер-классов. Использовала шаблоны, но каждый раз добавляла своё. Меняла, исправляла.
— И сколько времени уходит на брошь? Неделя, месяц?
— Нет, если все материалы под рукой и ничего не отвлекает, то и за день можно вышить, — говорит Наталья. — Но тут уж как пойдёт. Даже имея в мыслях образ будущей броши, даже набросав макет для вышивки, создавать украшения — это почти всегда импровизировать. И самое интересное и удивительное — наблюдать, как оно рождается.
«На большом воздушном шаре…»
Например, у меня в коллекции есть брошь «Воздушный шар», — поясняет Наталья. — Одна из первых работ, которую я делала по заданию. Купила тогда курс по вышивке, а воздушный шар был темой урока. Но я даже не знала, с какой стороны к нему подступиться.
Недели две, наверное, думала — какие материалы использовать, какие цвета подобрать? А вдохновения нет! И вот еду в автобусе, и вдруг заиграла песня: «На большом воздушном шаре мандаринового цвета…» И у меня в голове щёлкнуло, включилось: «Точно! Оранжевый бисер!» Всё — фантазия заработала. Воздушный шар вышила на одном дыхании. Частенько ношу эту брошь. Она такая яркая, позитивная.
Прошлой зимой, перед Новым годом, у Натальи появились первые заказы — коллеги, зная о её творчестве, попросили вышить индивидуальные броши, которые подчёркивали бы увлечения их детей. Так, по словам Натальи, появилась «единственная и неповторимая» балалайка для юного музыканта, уникальная палитра для будущей художницы и волшебный микрофон для начинающей певицы.
Но первым ценителем творчества Натальи и самым первым «заказчиком» стал её десятилетний сын. Он с радостью носит брошь с драконом, выполненную руками любимой мамы.
— С таким удовольствием я всё это вышивала, — признаётся Наталья. — Рада, что броши детям понравились. Многое из того, что делаю, так в основном и расходится — по родным, друзьям. Ну и, конечно, постоянно продолжаю учиться — набиваю руку, пополняю собственную коллекцию.
— А бывает так, что начинаешь делать брошь — и не нравится, не складывается пазл в голове?
— Конечно, в процессе вышивки бывает всякое, — поясняет Наталья. — Может что‑то и разонравиться, например, подготовленный материал или то, как ложится бисер, стеклярус, пайетки на фетре. И тогда начинаешь пробовать разные варианты, что‑то убираешь, что‑то меняешь, используешь другую технику вышивки. В общем, опять импровизируешь.
Полёт фантазии
— Для вышивки используются обычные пяльца?
— «Мягкие» объёмные броши — из бархата, велюра — их на пяльцах сложно вышить, — поясняет Наталья, — Особенно если наполнитель — холофайбер или шерсть для валяния. Такие вещи обычно делают на руках.
А вот «плоские», в которых не используется наполнитель, а также детали для каркасных брошей удобнее вышивать на пяльцах. Я просто заправляю фатин. И прикрепляю заготовку на живую нитку, чтобы лучше держалась. И потом уже сверху, через фатин и фетр, вышиваю. Иногда сразу по две-три броши — на одних пяльцах.
Особенно нравится вышивать канителью, трунцалом. Это такая тонкая металлическая ниточка, скрученная в спираль. Можно такие узоры выкладывать! Для фантазии просто полёт.
— Бусинки, стразы, жемчуг — всё настолько миниатюрное. Глазомер, наверное, требуется идеальный?
— Глаза, действительно, бывает, что устают, — кивает Наталья. — Есть специальные лупы для рукоделия, но я такой пока не обзавелась. Хотя она стала бы большим подспорьем в работе с мельчайшими деталями. Чаще всего такие приспособления используют мастерицы, занимающиеся вышивкой профессионально, на уровне ювелирного искусства. Иногда смотришь на такие броши и диву даёшься — настолько тонко, изысканно. Надеюсь, когда‑нибудь я до такого мастерства тоже дорасту, а пока вот, — улыбается Наталья, — из последнего… — Достаёт чудесную крошечную пчёлку.
Задумка у меня была посадить её на ромашку, вышить ещё и цветок. Пчёлку сделала быстро — за ночь. А до ромашки руки пока так и не дошли.
Стежок к стежку
— Иголки для такой вышивки — наверное, как жало настоящей пчелы?
— Да, тонюсенькие, — говорит Наталья. — Гнутся, к сожалению, тоже быстро. Обычно на брошь одна иголка уходит.
Всё мечтаю освоить крючок люневильский. Выглядит он как ручка с длинной иглой. Но вначале надо приобрести держатель для пялец, чтобы вторую руку высвободить. Одной вышиваешь, а другой поддерживаешь, нить направляешь.
С его помощью можно вещи расшивать. Например, платья свадебные. Выполнять более тонкую работу — стежок к стежку.
— То есть от вышивки брошек шагнуть к декорированию?
— Можно и так сказать. Мне бы хотелось вышивать дамские сумочки, клатчи. Но для этого придётся освоить и технологию изготовления самих сумок. Так что путь длинный — лестница в небо. Но этим и интересен. Поднимаешься на одну ступеньку, на другую. А хочется ещё выше… Стремиться всегда есть к чему. Главное — не останавливаться.
Поделиться тем, что умеешь
— Наталья, а про открытие собственной «маленькой лавочки» мысли были уже?
— Может, в будущем и решусь, — признаётся. — Но пока вышивка для меня — это, скорее, хобби, развлечение, возможный дополнительный заработок. Набираюсь опыта и пополняю запасы своих волшебных сундучков.
— Когда надеваешь, носишь брошь — как‑то по‑другому себя чувствуешь?
— Ну, внимания к себе ощущаешь больше — это точно, — смеётся Наталья. — Взгляды иногда замечаю — рассматривают с интересом. Но ведь и творишь не для того, чтобы просто «лежало в коробочках». Хочется продемонстрировать, поделиться тем, что умеешь, себя показать. Брошь, она как волшебная капелька — преображает всю картину. Добавляет индивидуальность любому образу. И настроение сразу улучшается. Хочется плечи распрямить, улыбнуться. Не знаю, может быть мне просто нравится украшать этот мир…
Фото Ивана Малыгина и из архива Натальи Ушаковой