Традиционно в мае отмечается Международный день семьи. Это один из праздников, который позволяет привлечь внимание к запросам и проблемам семей. Сегодня в нашей стране к поддержке семьи — как основы общества — относятся крайне серьёзно. Далеко не случайно 2024‑й объявлен Годом семьи. Но почему именно сейчас это происходит? С такого вопроса и начался разговор с Екатериной Прокопьевой.
— Я бы сказала, что для этого есть несколько причин. Первое — это изменение нравственных ценностей и приоритетов, к сожалению, мы это сейчас наблюдаем. И президент, объявляя 2024 год Годом семьи, прежде всего хотел подчеркнуть важность и значение семьи в нашем обществе. Как это было прежде, как это должно быть — и в настоящем, и в будущем.
И вторая причина — это стремление консолидировать усилия и власти, и общества в намерении систематизировать меры поддержки семьи. Здесь очень важно не упустить момент, не потерять то, что было ранее накоплено обществом в отношении семьи. Что я имею в виду?
Я вспоминаю стихи, спектакли, фильмы, музыкальные произведения, на которых росла я, и невольно сравниваю с тем, что смотрят или слушают наши дети и внуки. И понимаю, как многое изменилось в этом мире. Сегодня мы должны помочь понять новому поколению, что семья — это самое главное в жизни. Поэтому мы изменили Конституцию и закрепили традиционную семью как основу нашего государства. И это не просто красивые слова.
Давайте просто вспомним, как мы, каждый из нас, относимся к своим родителям, к своим детям, что мы себе разрешаем, какой пример подаём… Всё самое главное мы берём из своей семьи.
И когда мы говорим о Годе семьи, речь идёт не только о финансовой поддержке семей с детьми, а прежде всего о защите ключевых для нашего Отечества ценностей. Мы просто не имеем права их потерять.
Конечно, кто‑то скажет, что это всё не так. Дескать, я зря навожу панику. Но вот конкретный пример. Накануне святого для нас праздника Дня Победы мне выпало счастье и честь встречаться со многими ветеранами. И на одной из встреч красивая женщина исполняла любимый романс. В нём трепетные, проникновенные слова, с которыми мужчина обращается к женщине. И через какое‑то время довелось услышать другую песню, современную. Тоже мужчина обращается к женщине: «Несмотря на милое личико, ты алкоголичка, алкоголичка».
Буквально за одно поколение изменились ценности — всё это транслируется в средствах массовой информации, отражается в нашей культуре. Это вот на этих ценностях мы с вами будем воспитывать наших детей?
— Такой явный пример, и у меня сразу же вопрос возникает: что с нашим поколением не так?
— С нашим поколением всё так. Просто надо заставлять себя, даже если не хочется, размышлять.
Я недавно была на чудесной игре, где наши умные, образованные, очень сильные дети стремятся показать свои знания в литературе, истории, культуре, театре, кино. И ты понимаешь: что мы вложим в головы этих детей, то и получим. И объявленный президентом Год семьи — это ещё одна возможность обратить внимание на то, что действительно важно. Мы должны об этом помнить и действовать.
Знаете, когда в хронику происшествий попадает новость о подростках, которые унесли своего новорождённого ребёнка в лес умирать, охватывает ужас. Потому что это наши дети, они остались в этой непростой ситуации одни, без поддержки взрослых, и пошли на такой страшный шаг. Это наша вина, не чужая — понимаешь, что какие‑то действительно важные моменты упускаются нами.
Если семьи отказываются от рождения ребёнка только потому, что не на что будет его прокормить, то государство обязано их поддержать. Но если нашими подростками принимаются такие страшные решения, значит, может быть, помимо финансовой поддержки мы где‑то недолюбили, недоговорили друг с другом. Надо разговаривать с детьми — это очень важно для семьи.
Иногда молодые люди объясняют своё нежелание рожать детей страхом перед будущим. Но вы посмотрите на наших родителей, наше поколение. У меня мама родилась в 1944 году. Десятый, любимый ребёнок в семье. Да, было очень сложно, времена были тяжёлыми, но тогда считали, что ребёнок — это подарок от Бога. Дал Господь ребёнка, даст и возможности.
Мы многие важные вещи не объясняем детям. И на каком‑то этапе стало модно отрицать то, что было ценным для наших бабушек и дедушек. Почему?
Подросло поколение, которому взрослые считали главным дать знания и тем самым обеспечить конкурентоспособность на рынке труда. А разговор о морально-этических нормах отошёл на второй план. Да, сегодня государство делает определённые шаги в этом направлении — возвращает воспитание и труд в школы. Но при этом важно, чтобы и с детьми, с семьями работали люди, для которых это не просто профессия, а призвание.
И так в любой сфере, будь то образование или здравоохранение. От этого многое зависит. К примеру, беременная женщина, делая непростой выбор — сохранить ли ребёнка — не получает поддержки от врача, или мамы с детьми приходят в больницы и встречают какую‑то негативную реакцию. Может, у кого‑то настроение было плохое, но разрешил себе доктор или фельдшер именно это настроение передать семье пациентов. И в итоге люди говорят: по телевизору рассказывают, как важна семья, а нам сегодня на пустом месте нахамили. Это ведь всё маленькие звенья одной большой цепи.
— В России уже в 2008 году был Год семьи…
— Тогда был зафиксирован самый высокий рост рождаемости — после того как появились меры поддержки, был введён материнский капитал. И речь шла не только о деньгах. Это был очень весомый и наглядный шаг со стороны государства в помощь семьям. И я очень горжусь сегодня тем, что у нас появляются новые инструменты и механизмы в этой сфере.
Самые первые решения президента в Год семьи были связаны с указом о мерах социальной поддержки многодетных семей, установлением для них бессрочного статуса. И это прежде всего говорит об уважительном отношении со стороны общества к людям, в семьях которых появляется не один, не два, а гораздо больше детей.
— Екатерина Владимировна, а как вы считаете, каких инструментов на сегодняшний день не хватает для поддержки семей?
— Сегодня на федеральном и региональном уровнях приняты серьёзные меры, но мы понимаем, что этого недостаточно. И в поисках ответа, что нужно, в какой именно помощи нуждаются семьи, мы проводим очень много встреч с людьми. Есть темы, на которые стоит обратить отдельное внимание. Например, поддержка студенческой семьи. Недавно эту тему поднимали в ходе работы Совета законодателей при Совете Федерации. Мне очень понравилась идея, прозвучавшая от Татьяны Алексеевны Голиковой: давать возможность студентам, обучающимся на платной основе, переходить на бюджет при рождении ребёнка в студенческой семье. И я понимаю, что это именно то предложение, которое реально будет интересно для молодых людей, возможно, станет стимулом для того, чтобы создать семью.
Мы обсуждали возможность повышения размера пособия по беременности и родам для женщин, уволенных в связи с ликвидацией организации. Сегодня в этом случае мамы получают копеечные выплаты. Изменить это тоже только под силу государству. И сейчас уже разрабатывается новый федеральный закон, который позволит финансово поддержать таких мам.
Ещё один конкретный пример. Недавно обсуждали с нашим губернатором, Александром Витальевичем Цыбульским, работу ЗАГСов. Да, у нас созданы прекрасные дистанционные инструменты для решения многих вопросов. Но вот период ожидания документов на родившихся детей всё‑таки достаточно велик. И люди справедливо делают замечания. Значит, надо доработать соответствующий программный продукт.
Вот почему при принятии решений всегда нужно получать обратную связь: получилось помочь или, наоборот, только хуже сделали. Это работа всех органов власти.
В этом году на уровне региона мы по многим позициям изменили областной закон, который касается семьи и детства: скорректировали статус для многодетных семей, дополнили меры поддержки семей с детьми, для приёмных родителей. Но работа продолжается. Смотрим практику других регионов и получаем много предложений от северян. Потому что закон — это живой документ. Меняется жизнь, меняются условия, обстоятельства, появляются новые вызовы, на которые необходимо отвечать.
— Екатерина Владимировна, что же всё-таки даёт многодетным семьям новый бессрочный статус?
— Прежде всего этот статус будет общероссийским. То есть семья, приезжая из одного региона в другой, сможет получать положенные ей льготы независимо от места жительства. Важно, что статус, в отличие от мер поддержки, даётся бессрочно. Многодетные мамы смогут получить досрочную пенсию, преимущества при предоставлении социального контракта, а оба родителя — возможность получить дополнительное профессиональное образование, даже если их дети уже выросли. И, наконец, бессрочный статус — это знак уважения и признания со стороны государства.
Что касается мер поддержки, то они предоставляются семьям с тремя детьми до 18‑ти или до 23 лет, и условия могут быть разными. Где‑то есть привязка к уровню доходов в семье, где‑то нет. Поэтому по конкретным вопросам лучше обращаться в отделения социальной защиты, где очень сильные и грамотные специалисты. Они подскажут, что полагается семье и в какой ситуации.
— Екатерина Владимировна, в Послании президента было заявлено о финансовой помощи и поддержке многодетных семей в регионах с низкой рождаемостью, в том числе и в северо-западных регионах. Наш регион может рассчитывать на эту помощь?
— Мы рассчитываем, что уже в следующем году получим поддержку из федерального бюджета. Нам бы очень хотелось расширить перечень мер для семей с детьми. А сделать это, учитывая всю финансово-экономическую ситуацию, мы сможем только с федеральной помощью.
— Ещё один вопрос. Когда принимаете законы, учитывается ли мнение самих семей?
— Конечно. Для этого действует несколько площадок — и при правительстве региона, и при губернаторе, и у нас в Собрании, и в муниципальных образованиях. Очень многие инициативы, принятые в последнее время, опирались на мнение семей, родительского сообщества, по итогам встреч и обсуждений в рамках регионального проекта «Семья Поморья».
Например, мы изменили подходы к оплате труда приёмных родителей и опекунов, продлили выплату ежемесячного пособия семье в ситуации, когда ребёнок не посещает детский сад.
— Каждая ли семья знает, какие льготы ей положены?
— Уверена, что не знает и знать не может. Во-первых, законодательство быстро меняется, а во‑вторых, оно очень объёмное. Поэтому, кстати говоря, я горячо поддерживаю предложение президента о проактивности мер поддержки семей, когда выплаты начисляются автоматически, в беззаявительном порядке. И это уже частично делается. Ну и конечно, как только малыш появился на свет, его родителям нужно подробно рассказать и объяснить, как получить помощь, что для этого надо сделать. Я бы даже предложила рассказывать об этом не только в момент рождения ребёнка, но и на этапе, когда семья только ждёт малыша. И делать это, наверное, не только через социальные службы, но и через систему здравоохранения.
— Ну, а на сегодняшний день куда можно обратиться за помощью?
— В отделения социальной защиты.
— Екатерина Владимировна, насколько нам известно, у вас большая семья. Есть ли какие‑то традиции, которыми вы дорожите?
— Да, и я очень бережно отношусь к этому. Семья большая — это самое большое счастье. Но знаете, традиции складываются нами, передаются нами другим поколениям. И самое главное — это традиция уважительного, бережного отношения, любви друг к другу, заботы друг о друге, умение радоваться, когда у близких что‑то получилось, и прийти на помощь, когда в этом кто‑то нуждается.
Беседовала Дарья ПАВЛЕНКО, телеканал «Регион 29». Газетный вариант Ильи Агафонова
Совет законодателей обсудил актуальные вопросы поддержки семей с детьми в рамках реализации Послания главы государства Федеральному Собранию
Как подчеркнула председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, поддержка семьи, материнства, отцовства и детства всегда были и остаются приоритетом политики страны. В России выстроена обширная система мер поддержки — от беременности матери до начала взрослой жизни ребёнка.
По её словам, для России вопрос повышения рождаемости — стратегический приоритет и условие сохранения как сильной, независимой державы. Россия должна быть страной с большим населением и задавать правильные тренды, чтобы было модно и почётно иметь большую крепкую семью.
— Сегодня мы вышли на уверенный, устойчивый экономический рост. Убеждена, что и в вопросах рождаемости мы тоже способны переломить ситуацию и сделать всё, чтобы у нас началась «демографическая весна», — сказала Валентина Матвиенко.
По её мнению, Послание президента — сигнал для всех органов власти, что пришла пора проактивных действий в сфере поддержки семьи. При этом нужно обеспечивать не только материальную, но и ценностную мотивацию, действовать как на федеральном, так и на региональном уровне.
Валентина Матвиенко призвала оперативно привести региональное законодательство в сфере поддержки многодетных семей в соответствие с единым федеральным статусом многодетной семьи, определённым указом главы государства. Также следует внимательно проанализировать реальную доступность действующих мер, осведомлённость о них граждан.
Глава СФ считает необходимым создание корпоративного демографического стандарта — единой программы с рекомендациями по организации трудового распорядка, гарантиям и льготам по поддержке материнства и детства.