Совещание прошло под руководством Министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова и губернатора Архангельской области Александра Цыбульского.
Глава Минвостокразвития России отметил, что в этом году по поручению главы государства стартовала беспрецедентная для Русской Арктики работа по формированию мастер-планов опорных населенных пунктов, нацеленная на разработку и последующую реализацию масштабных проектных инициатив по развитию инфраструктуры арктических регионов.
— Работа, проделанная Архангельской областью, соответствует подходам, которые уже применялись при разработке мастер-планов городов Дальнего Востока. Важно, что при разработке мастер-плана и определении приоритетов учтено мнение людей, — подчеркнул Алексей Чекунков. — Особо отмечу, что мастер-планы — это не просто градостроительный документ. Это экономический план, конкретные шаги, направленные на то, как сделать жизнь более комфортной для людей, как создать более привлекательные условия для открытия новых предприятий, как поменять структуру экономики, чтобы на Севере создавалось больше рабочих мест с более высокой зарплатой.
Работа по формированию стратегии развития крупнейшей агломерации в Арктике вошла в завершающую стадию — уже через месяц финальная версия документа должна быть представлена Президенту России Владимиру Путину. Региональным правительством совместно с муниципалитетами и экспертами определены перспективные направления развития агломерации, в рамках которых уже сформулированы те проекты, которые должны дать максимальный эффект для развития территории.
На сегодняшний день сформирован пул инвестиционных и инфраструктурных проектов до 2035 года, которые имеют подтвержденный рыночный интерес и могут быть реализованы за счет внебюджетных средств заинтересованных инвесторов, а также в рамках государственно-частного партнерства или с применением заемных бюджетных механизмов. Эти проекты также потребуют выделения бюджетных средств.
Говоря о ключевых проектах, министр экономического развития, промышленности и науки Архангельской области Евгения Шелюк остановилась на развитии действующей портовой инфраструктуры агломерации, которая имеет потенциал для увеличения грузооборота в два раза.
— Первым этапом развития логистики в агломерации станет модернизация существующей портовой инфраструктуры и цифровизации портовых услуг. По данному направлению действующими участниками Архангельского транспортного узла запланировано к реализации более 10 инвестиционных проектов, — заявила Евгения Шелюк.
На втором этапе развития Архангельского транспортного узла будут кратно увеличены возможности перевалки груза и расширен ассортимент провозимых грузов за счет строительства глубоководного района порта Архангельск с максимально допустимой осадкой 14,5 метра. Подтвержденная отправителями грузовая база будущего нового порта оценивается в 19,3 млн тонн, что позволит увеличить грузооборот примерно в пять раз.
В сфере деревообработки ставится амбициозная цель — увеличить долю продукции высокого передела ЛПК в общем объеме производства в 20 раз. На такую продукцию растет спрос как на внутреннем рынке России и самой агломерации, так и на азиатских рынках.
Еще одним приоритетом станет создание научно-производственного центра развития беспилотных авиационных систем для службы как национальным интересам, так и интересам ключевых отраслей региона.
Кроме того, рядом с готовящимся к возведению межвузовским кампусом «Арктическая звезда» планируется организовать школу для одаренных детей, которые смогут не только обучаться с применением передовых методик, но и знакомиться с научными разработками на площадках кампуса.
Международная обстановка также ставит новые задачи перед судоремонтной и судостроительной отраслями. В этих сферах в рамках мастер-плана ставится задача занять до 40% доли рынка ремонта арктического флота РФ. Для достижения этой цели потребуется модернизация производственных мощностей двух крупных судоремонтных предприятий: «Красной Кузницы» и Архангельской РЭБ флота.
Второй приоритет — наращивание доли гражданского судостроения до 30% в структуре общего судостроения и без снижения производства оборонной продукции. Одной из особенностей реализации данного приоритета является работа по принципу «распределенной верфи», позволяющему использовать специализацию предприятий Архангельска и Северодвинска в работе на общую цель.
Вместе с тем прорабатывается вопрос о возможности строительства нового судостроительного и судоремонтного завода, способного производить в том числе и крупнотоннажные плавсредства. Площадкой для размещения новой верфи может стать Северодвинск.
— Хотел бы высказать поддержку проекту, направленному на создание нового судостроительного предприятия. Это важнейшая задача, и я считаю ее одним из центральных элементов мастер-плана, давайте в этом направлении поработаем совместно, — отметил Алексей Чекунков.
Позже, отвечая на вопросы журналистов, министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики подчеркнул, что приоритет развития территории расставили сами жители, которые участвовали в разработке мастер-плана.
— Это дороги — их связанность, поскольку речь идет об агломерации Архангельск, Северодвинск, Новодвинск. Это жилищно-коммунальная сфера, то есть комфорт и качество жизни. И это интересность жизни: культурные, спортивные, развлекательные объекты. Ровно в этих трех приоритетах и расставлены объекты мастер-плана, а дополнительно со стороны планировщиков туда заложена диверсификация и повышение эффективности экономики, в переводе на простой человеческий язык: больше хороших, высокооплачиваемых рабочих мест, чтобы люди могли работать по специальности, получая высокую зарплату. Для этого нужно создавать то, что нужно рынку: суда ледового класса, и те профессионалы, которые сегодня в Архангельской области в этой сфере есть, безусловно, будут востребованы. И предложение создать новую серьезную верфь я считаю одним из важных, краеугольных предложений, заложенных в мастер-план. И цель по увеличению турпотока в три раза полностью поддерживаю: на горизонте реализации мастер-плана Архангельская область обладает всеми необходимыми для этого свойствами — и историей, и природой, и историческими артефактами, музейными аспектами. Поэтому вместе будем этот мастер-план сейчас «шлифовать» уже до финального состояния, докладывать Президенту, принимать решения Правительства и исполнять, — сказал Алексей Чекунков.
В свою очередь, Александр Цыбульский назвал разрабатываемый мастер-план развития Архангельской агломерации документом, направленным на практическую реализацию целей, которые определены в стратегии социально-экономического развития Архангельской области.
— Это абсолютно связанные друг с другом два документа, но мастер-план — это документ, который в конкретно взятой агломерации связывает между собой разные планы по развитию территорий. В конечном счете они приведут к улучшению качества жизни людей, улучшению инфраструктуры, развитию экономики. Конечно, для нас самое главное — это улучшение социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры, которая должна быть в нашей агломерации — самой большой агломерации в Арктической зоне РФ. При этом мы не забываем и про другие территории (не входящие в агломерацию), их мы продолжим развивать в рамках других инструментов — новых президентских национальных проектов, которые направлены на достижение тех национальных целей, которые обозначены Президентом, — отметил глава Поморья.
Напомним, ранее стало известно, что в Поморье завершен первый этап разработки мастер-плана Архангельской агломерации.
Разработка мастер-плана Архангельской агломерации началась с комплексного анализа территории. С 19 по 22 февраля прошел первый этап очных мероприятий в рамках разработки мастер-плана: фокус-группы, экспертные интервью с представителями исполнительных органов государственной власти Архангельской области, органов местного самоуправления Архангельска, Северодвинска, Новодвинска, представителями крупных градообразующих предприятий Архангельской агломерации.
Напомним, в ходе своего декабрьского визита в Архангельскую область, президент России Владимир Путин провел в Архангельске совещание по развитию опорных населённых пунктов Арктической зоны.
Напомним, ранее федеральным правительством был утвержден Перечень опорных населенных пунктов Арктической зоны — в него вошли сразу три города Архангельской области.
Поясним, опорные города — это стратегически важные населенные пункты, господдержка которых будет осуществляться на системной основе.
Часть из этих населённых пунктов, расположенных близ месторождений полезных ископаемых, станут базой для развития минерально-сырьевых центров, обеспечивающих развитие металлургической промышленности. В других городах и районах будут реализовываться приоритетные инвестпроекты, например создание логистических центров.
Напомним, ранее стало известно, что правительством РФ утвержден Комплексный план развития Архангельского транспортного узла до 2035 года. В числе его положений — строительство нового моста через Кузнечиху в Архангельске и нового, глубоководного, терминала в морском порту Архангельск.
Планируется, что в ближайшее время для агломераций, вошедших в перечень, будут утверждены долгосрочные планы комплексного социально-экономического развития.
Подписанное распоряжение — часть работы по исполнению поручений президента России Владимира Путина. Глава государства дал их по итогам июльского совещания, посвящённого развитию закрытых административно-территориальных образований и населённых пунктов Арктической зоны.
Напомним, что в соответствии со Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденной Указом Президента России от 26 октября 2020 года № 645, задачи по комплексному развитию населенных пунктов, в которых расположены органы или организации, выполняющие функции в области обеспечения национальной безопасности и (или) функции базы для развития минерально-сырьевых центров, реализации экономических и (или) инфраструктурных проектов в Арктике, определены приоритетными.
Отметим, по поручению президента России, перечень опорных пунктов был сформирован до 1 ноября 2023 года.
Напомним, в составлении перечня участвовали и сами регионы, которые полностью или частично входят в Арктическую зону.