Перед премьерой фильм представили сотрудники Кенозерского национального парка, напомнили, что мы часть природы, а не её хозяева. А после премьеры прошло обсуждение фильма — зрителям хотелось продолжить разговор об удивительной истории из жизни лис, а также узнать, как фильм снимали. Кстати, сами авторы предугадывали такие вопросы, поэтому сняли небольшой фильм, где ответили на них.
Оказывается, сценарий фильма «написали» его герои — лисы. Анна и Дмитрий материал для фильма снимали три года, за это время несколько раз менялся главный герой — сначала была задумка показать сильного лиса. В результате героем стал самый слабый лисёнок по имени Ветер. Но он прошёл жизненные испытания, сделавшие его сильным и ответственным.
Конечно, у нас есть желание «очеловечивать» животных, приписывать им наши же качества, которых у них быть не может. Таких фильмов много, и часто это хорошие фильмы, призванные будить в людях самые гуманистические чувства. Но там авторы пишут сценарий, подбирают героев, в том числе из животного мира, в основном прирученных и дрессированных, а потом их помещают в заданные ситуации.
Здесь же всё наоборот — лисы жили своей обыденной жизнью, которая оказалась насыщенной всевозможными событиями, а люди за ней наблюдали, фиксировали, а потом создали фильм. И у него оказался вполне «человеческий» сюжет — весьма драматический, моментами трагический, а также с любовными перипетиями, семейными ценностями и радостью бытия.
Съёмки, правда, фантастические! Притом здесь нет никакой компьютерной графики. Только лисы и их повседневная жизнь. А ещё медведи. И это очень опасные съёмки — в фильме, в котором рассказывается, как снимали «Огненного лиса», Анна говорит, что ей часто приходилось поднимать над головой что‑то большое, чтобы выглядеть в глазах медведя внушительнее, отпугнуть его, и дать Дмитрию доснять сцену. Жили они в небольшом домике, до места съёмок добираться было далеко. А ещё Анне пришлось побриться налысо, когда в реку зашла нерка — от запаха рыбы воду невозможно было использовать для умывания и мытья головы.
И самое главное — с артистами, то есть с лисами, невозможно договориться, как себя вести во время съёмок. Например, лис Ветер идёт отгонять двух орланов от своей норы. В фильме таким образом он завоёвывает любовь самой рыжей и прекрасной лисы Лавы. Он же идёт и отгоняет! В результате добивается благосклонности своей избранницы. Что становится переломным моментом в сюжете фильма. Вот такое сотворчество получалось. Но стоило оно большого терпения и огромного труда авторов фильма. Кроме съёмок камерой, было расставлено большое количество фотоловушек, которые надо было постоянно проверять. А ещё их «метили» лисы и разбивали медведи-вандалы.
Но в результате мы увидели жизнь, о которой мы ничего не знаем и на которую, правда, привычно смотрим сверху вниз — как хозяева. И жизнь эта уязвима… И прежде всего человеком. Дмитрий в одном из интервью говорит, что выбрать реку Кроноцкую для съёмок фильма их команда решила именно из‑за особой уязвимости этого места — там пытались разведывать нефть, строить электростанцию.
Дмитрий рассказывает, что изначально у них была идея сделать репортаж для федеральных каналов, но такая информация живёт максимум 70 часов, потом зрители её забудут. Ещё хотели быстро сделать научно-популярный фильм, но такие картины не берут за сердце. А авторам хотелось именно этого — взять зрителя за сердце. У них это вполне получилось.
А вообще, фамилия Шпиленок весьма известная: старший брат Дмитрия — фотограф-натуралист Игорь Шпиленок — работал над созданием заповедного парка «Брянский лес». Его сын Тихон стал директором Кроноцкого заповедника. Дмитрий со своей будущей женой Анной, которая тогда ещё носила фамилию Сухова, до «Огненного лиса» сняли два фильма — «Нерка. Красна рыба» и «Медведи Камчатки». Фильмы потрясающие. Притом фильм про медведей вообще без слов. Но глаз оторвать невозможно.
И всё же Дмитрий считает, что медведи слишком прямолинейные, а лисы более интересные — они могут ярко выражать эмоции, устраивать семейные драмы. А ещё лисы пронизывают всю систему Кроноцкого заповедника, поэтому они лучшие проводники в мир дикой природы Камчатки. К тому же они и охотники, и жертвы, что тоже сказывается на их поведении. Кстати, их главные враги даже не орланы, а медведи, разоряющие лисьи норы и уничтожающие целые лисьи семьи. И оберегать семью — базовый лисий инстинкт. И на этих семейных отношениях, которые и в дикой природе, оказывается, главные ценности, и строится сюжет фильма.
Мне кажется, что у этого фильма есть ещё одно важное значение. В какой‑то момент возникает мысль, что увиденное на экране трудно воспринимать как что‑то своё родное и близкое. Будто другая планета. В крайнем случае, может, Япония или Китай. Или же это невероятной красоты кадры из фантазийного фильма «Аватар»? Да нет же — это Россия, наша страна. Просто другая её окраина. Но что мы о ней знаем? Кто из нас там был или побывает? Единицы…
И этот фильм «сшивает» страну на эмоциональном уровне, тем более что фильм, созданный сотрудниками одного национального парка, представляли сотрудники другого. И всё это заповедные территории нашей страны, в которых мы так нуждаемся, а главное — нуждаемся в их защите от нас же самих. И такая мысль тоже возникает после просмотра этого фильма.
Дмитрий говорит, что три года, проведённые с лисами в естественных условиях, дали возможность доказать: каждое животное имеет свой характер, судьбу и такое же право на существование, как и мы. Но, по его словам, мы теряем разум в своём потреблении. И всё же авторы фильма искренне верят, что их честный рассказ о том, как прекрасна обитаемая планета, поможет понять, что истинная свобода начинается не там, где её принято искать…
Дмитрий и Анна нашли Ветра на Камчатке — вольного лиса, у которого нам есть чему поучиться…