Такая же выставка здесь проходила десять лет назад, но, разумеется, она была посвящена 90‑летию этого манифеста, и в ней участвовало несколько архангельских художников. Нынешняя выставка получилась персональной — её подготовил заслуженный художник России Дмитрий Трубин.
Фото: Светлана ЛойченкоИ сама природа «подыграла» ему — выставка открывалась 10 мая, и гости шли в Выставочный зал, преодолевая порывы ветра со снежными зарядами — будто не май на дворе. Так погода «работала» в стиле сюрреализма, где главенствовали парадокс и абсурд.
Но, несмотря на абсолютно абсурдную погоду, Выставочный зал был полон тех, кому, видимо, недостаёт сюрреализма в жизни. К тому же выставка, как это обычно бывает у Дмитрия Трубина, «обрамлялась» другими культурными событиями — играл джазовый ансамбль Тима Дорофеева, ярких красок в сюрреалистический мир хаоса (а он так воспринимается на первый взгляд) внесли модели модельного агентства Резицких.
Перед тем как идти на выставку, немного почитала историю сюрреализма, поэтому у меня не возник вопрос — почему Дмитрий держит в руках маску Минотавра. Минотавр — некий символ этого течения — полубык, получеловек. А в Париже в тридцатые годы прошлого века издавался журнал под названием «Минотавр». (Хотя Дмитрий уверен, что это известно каждому дошкольнику.) Отдавая дань традиции, он образ Минотавра воплотил в гвоздях, притом в их разных душевных состояниях — радующийся жизни Минотавр, размышляющий и даже умирающий. То есть для художника гвозди и мифический персонаж вполне себе живые — здесь и сейчас.
Для него также вполне себе живые тушки бройлера, по‑своему осмысляющие жизненные перипетии, в которые они попали.
Рассматривая работы Дмитрия Трубина, вспомнила университетскую лекцию о сюрреализме. Тогда профессор для лучшего понимания, какие задачи ставили художники-сюрреалисты, употребил выражение «запустить ежа под череп». То есть заставить людей думать, волноваться, переживать, возмущаться, ругаться, восхищаться, искать и, возможно, даже находить.
По поводу «запуска ежа» думаю, у Дмитрия получилось: народ надолго «залипал» возле какой‑нибудь работы, рассматривая её и читая сопровождение, которым некоторые картины снабдил художник. На открытии выставки он сказал, что считает себя очень простым и понятным художником, но на всякий случай даёт такие пояснения, ведь он художник нарративный, то есть ищущий смыслы. И его пояснения могут пригодиться для тех, кто тоже находится в их поиске.
Для примера — работа, на которой изображены не то отвратительные красные человечки, которые карабкаются друг на друга, пытаясь достичь пика горы, созданной из таких же человечков. А подойдёшь ближе — вроде какие‑то мелкие пресмыкающиеся, ползущие вверх по своим же собратьям. С какого‑то ракурса в этом хаосе видится человеческий облик и даже кого‑то напоминает. Сальвадор Дали? А если уж совсем подойти близко, то окажется, что это просто красные перцы, наваленные горой. И подпись под картиной «Божок красных перцев». Можно бы и остановиться на этом. Но художник добавляет: «Беседуя с Арчимбольдо». И таким образом зрителя отправляет в итальянское средневековье, когда творил Джузеппе Арчимбольдо, которого принято считать предтечей сюрреализма.
Несколько работ связаны с библейской темой. Полотно, возле которого чаще всего останавливались посетители, называется «Мы выбираем Варавву» — эта картина была создана в прошлом году. К ней прилагается стихотворное сопровождение, в котором художник размышляет, почему люди выбирают разбойника вместо Христа. Разбойник понятнее…
На этой выставке невольно ловишь себя на мысли, как часто то, что видится уродливым, вдруг оказывается весьма гармоничным. И наоборот. В красоте проступает уродство. Но разве прекрасная роза может быть уродливой? (Кстати, розы тоже были представлены на выставке.) И тут вспоминается андерсеновский Кай, которому в сердце попал кусок льда, и поэтому розы ему виделись уродливыми. Значит, многое зависит не только от угла или точки зрения, но ещё и от состояния души и ума того, кто смотрит.
В общем, художник сделал своё дело: смешал гармонию с хаосом, красоту с уродством, абсурд со здравым смыслом и при этом «запустил ежа под череп» каждому входящему. А дальше всё в глазах смотрящего…