Попытки проложить Северный морской путь, обогнув Евразию с севера, начались ещё несколько веков назад. Вот и в августе 1933 года ледокольный пароход «Челюскин», названный в честь полярного мореплавателя, одного из руководителей Великой северной экспедиции XVIII века Семёна Челюскина, отправился в Арктику из Мурманска, имея на борту больше ста человек.
На «Челюскине», помимо команды, находились учёные во главе с Отто Шмидтом, три врача, художник-репортёр Фёдор Решетников (автор эталонной картины «Опять двойка!»), сотрудники полярных станций с семьями, даже детьми. Прямо в походе произошло пополнение экспедиции — родилась девочка Карина Васильева, ныне проживающая в Петербурге.
Как известно, пароход «Челюскин» был затёрт льдами и затонул, но люди спаслись. Они не пали духом, разбили на дрейфующей льдине лагерь, несколько месяцев поддерживали радиосвязь с большой землёй, ни минуты не сомневались, что их спасут, и даже выпускали стенгазету «Не сдадимся!», давшую название архангельской выставке.
В результате всех обитателей ледового лагеря эвакуировали на материк полярные лётчики. Далее по всей стране началось чествование героев. В Москве их приветствовали на Красной площади, совместив с парадом физкультурников. В честь челюскинцев и полярных лётчиков называли улицы, выпускали марки, мыло, наборы конфет, ёлочные игрушки, ставили спектакли, снимали документальные и художественные фильмы.
«Семеро смелых» — из той же полярной волны, накрывшей страну. Даже действительный эпизод с «зайцем» вставлен в фильм. Об этом «зайце» рассказал «Правде Севера» в публикации «Ледяной пустыней» прибывший в мае в Архангельск участник похода, кочегар Михаил Данилкин, который был в числе сошедших с «Челюскина» до гибели судна («ПС» от 9 мая 1934 года). Всем полярникам были вручены правительственные награды, а лётчики стали первыми Героями Советского Союза.
«Что вы за страна! Полярную трагедию вы превратили в национальное торжество», — так отозвался английский драматург Бернард Шоу о катастрофе парохода «Челюскин» и спасении челюскинцев.
Вот в ту атмосферу «национального торжества» середины 1930‑х годов и предлагает окунуться посетителям новая выставка.
На борту «Челюскина» находились архангелогородцы во главе с полярным капитаном Владимиром Ворониным. Каждому из них на выставке посвящена отдельная витрина, в том числе Карине Васильевне Васильевой, передавшей для архангельской выставки несколько мемориальных предметов и интереснейшие документы. В день открытия «Не сдадимся!» в музее собрались архангельские потомки челюскинцев, тоже поучаствовавшие в создании выставки.
Надо сказать, что предваряла выставку большая исследовательская работа музейщиков. Началось всё с выяснения судеб рядовых челюскинцев, о которых мало потом вспоминали. В дальнейшем были среди них и репрессированные, и воевавшие в Великую Отечественную войну. И оказалось, что их потомки, проживающие в Архангельске, незнакомы между собой, их о предках никто не расспрашивал, в их домашние архивы никто из исследователей не заглядывал.
— Это начинается как ниточка — потянешь, и появляются всё новые и новые факты, о которых широкая общественность не знала, — говорит Василий Абрамовский, куратор выставки. — Когда мы делали выставку о ледокольном пароходе «Сибиряков», то выяснили, что больше десятка человек его команды потом оказалось и на «Челюскине». Точно знаем, что один из челюскинцев — Николай Бутаков — покоится на Кузнечевском кладбище Архангельска. За захоронением ухаживает его племянница Любовь Борисовна Бровина. Другой челюскинец — Геннадий Баранов — похоронен в Северодвинске. Он много лет трудился на заводе № 402 (ныне — Севмаш), строил подводные лодки, вёл достаточно скромную жизнь. В городе корабелов проживают его родственники, с которыми нам ещё предстоит познакомиться. Словом, для нас, музейщиков, эпопея «Челюскина» не заканчивается…
Выставка интерактивная, то, что нельзя трогать — под стеклом, остальное можно и нужно брать в руки, слушать в наушниках, нажимать, залезать в самую настоящую палатку полярников, играть в игру-бродилку «Спасение челюскинцев» и так далее.
На музейном столбе вместо радиорепродуктора-тарелки говорящие утюги образца 1930‑х годов. В смысле — «из каждого утюга» прославляли челюскинцев так, что советские дети тех лет мечтали стать полярниками, особенно если «продвинутые» родители давали им имена вроде Слачела (слава челюскинцам) или Оюшминальда (Отто Юльевич Шмидт на льдине).
Дизайнер выставки Антон Зубов сумел вместить объёмную интерактивную экспозицию в один музейный зал, а прикрутил-приладил так, чтобы всё работало, Андрей Воронцов.
Кто‑то, наверное, помнит, что к 50‑летию эпопеи был снят советский художественный фильм «Челюскинцы». А в этом году, к 90‑летию, на экраны выходит сериал «Челюскин. Первые», натурные съёмки которого проводились в том числе и в Архангельске. На выставке в музее даже есть реквизит с этих съёмок — бочка с надписью «питьевая вода», стоящая в центре зала.