И сейчас остаются таковыми, тем более что спрос на их труд превышает предложение.
Почему так происходит и как исправить ситуацию? Об этом сегодня размышляет профессиональный печник Вячеслав Чиркин, член Союза писателей России. Кстати, он написал книгу «Секреты старого печника», которую ещё предстоит издать.
Труба маловата
В 1953 году прошлого века в городе Мценске я окончил школу ФЗО и получил специальность каменщика-печника. Она и стала моей жизненной профессией. Класть печи приходилось даже во время службы в армии.
Опыт с годами накопился громадный. Не уносить же свои секреты в небытие! Поэтому и решил поделиться ими в книге.
К сожалению, настоящих, профессиональных печников на селе днём с огнём не сыщешь. Вот и хочется всерьёз поднять эту проблему.
Прежде чем говорить по существу, приведу случай из личной практики. И такое не редкость.
Я часто бывал вторым, иногда третьим, даже четвёртым печником при кладке одной и той же печи! Вот один из таких случаев.
В небольшой деревеньке, что под Котласом, доживала свой век старушка в большом семейном доме. Дети разъехались. После перекладки старой печи жизнь её превратилась в кошмар. Печь при растопке разгоралась очень долго. Дым шёл не в трубу, а в комнату.
От дыма у хозяйки болела голова и слезились глаза. Она уходила к соседям, жаловалась и плакала от безысходности.
Приехал сын из города и начал искать печника. Настоящих не знали. Они объявления дают редко. Стали приглашать «умельцев». Первый сказал: «Топочная дверка мала. Воздуха для горения не хватает».
Сын съездил в город и сумел найти дверку от небольшого водогрейного котла. Её с трудом поставили и кое-как закрепили. Но печь дымила по-прежнему.
Сын нашёл третьего. Тот сразу и уверенно заявил: «Так труба мала! Вот дым и не умещается».
Трубу переложили, увеличив вдвое, с «пятерика» до «шестерика». Такие делают к хлебопекарным печам.
А дрова в печи всё равно не горят. Нет тяги. Вот после третьего «мастера» и наткнулись на меня…
Сами понимаете: доказывать после этого, что ты настоящий печник — сложно. Я не стал тратить время на поиски неисправности. Печь вместе с внуком быстро разобрали и за неделю сложили новую.
Когда печь опробовали и прогрели — бабушка обнимала нас, целовала, плакала, в голос причитала, всех благ желала и благодарила так, что у меня в горле запершило…
А теперь напомню: настоящий печник — профессия штучная, требующая определённых умственных способностей, даже таланта. И серьёзной подготовки, безусловно.
Инженер-конструктор и изобретатель
Не без гордости скажу: не каждому дано стать настоящим печником.
Печник на селе — это инженер-конструктор, изобретатель с безграничной фантазией и развитым виртуальным мышлением.
Он, получая заказ, должен тут же, на месте, без чертежей и эскизов «прокрутить» в голове и выбрать из десятка возможных единственно верный вариант будущей печи. Если такого нет — придумать самому.
Притом печник, как и минёр, не имеет права на ошибку. Иначе придётся «дым мешками выносить».
Кроме того, настоящий печник должен быть человеком порядочным, с профессиональной совестью и честью, дорожить своим авторитетом. А главное, быть самому себе строгим судьёй и контролёром.
Мой учитель в школе ФЗО, Андрей Иванович Левченко, говорил: «Ты должен работать так, чтобы не пришлось прятаться от бывшего заказчика. Обман сойдёт раз, другой, а затем никто приглашать не станет».
Профессиональное счастье. К кому оно приходит?
За что я люблю свою работу? Во-первых, на кладку печи не требуется долгого времени. Работа хорошо и сразу оплачивается.
Во-вторых, печь с первого до последнего кирпича держит мастера в творческом напряжении. Если отвлёкся разговорами, расслабился, уложил, не продумав, пару кирпичей, — могут появиться проблемы с «тягой», с «гревом». Придётся от стыда «гореть», исправляя оплошку.
Хорошего печника знают далеко в округе, ценят и… немного побаиваются. А вдруг он какую-нибудь «козу» в печи устроит?! И печь станет дымить, а то и завоет среди ночи…
Действительно, в устройстве каждой печи присутствует некая женская таинственность, непредсказуемость, свой «характер». Печник в неё душу вкладывает!
Даже я, седой «профи» с полувековым стажем, волнуюсь как школяр, растапливая вновь сложенную печь: а вдруг! И такое бывало… Работа печника требует вдумчивости и внимания.
А вот когда Её Величество Печь весело «заговорит», а в ветреную погоду таинственно загудит, как бы благодаря за данную ей жизнь — печник испытывает несравненную радость и удовлетворение. Профессиональное счастье.
Без ложной скромности скажу: профессия печника требует от человека определённых качеств характера, а именно: иметь решительность и смелость для эксперимента. Не бояться рисковать. Обладать профессиональным азартом, терпением и волей в выполнении задуманного.
Иногда уверенность в правильности выбранной конструкции печи подкрепляется лишь профессиональной интуицией, а это качество при учёбе не даётся. Оно, как и опыт, накапливается годами творческой работы.
А ещё настоящему печнику нужно уважать право заказчика на добротную работу. Стараться оправдать доверие в исполнении его мечты иметь «свою», особенную печь, которой ни у кого нет. И если мечта сбылась — он будет хвастаться, гордиться печью не меньше самого мастера!
Работая бригадиром каменщиков, на спор я за месяц обучил шустрого парнишку хорошо класть кирпичи по шнуру. Натаскал по теории. И он легко сдал экзамен на третий разряд.
С печником так не получится.
Да, после ПТУшного обучения он способен сложить печь по чертежам, где указано положение каждого кирпича. Но и здесь требуется супервнимание.
И ожидать, что начинающий печник сможет сразу самостоятельно производить ремонт сложных печей — просто несерьёзно.
Однажды при ремонте мне пришлось трижды, частями, подвешивать печь на первом этаже двухэтажного дома, на которой стояла печь второго этажа. А это весьма опасно…
И работать в частном секторе, где каждая печь — авторская придумка и эксклюзив — без опыта и смекалки — не получится.
Поэтому после учёбы молодому печнику нужно поработать с хорошим наставником, у которого он поднаберётся опыта. Наставник привьёт интерес, гордость и любовь к своей профессии. Разбудит желание, азарт и терпение к профессиональному совершенствованию.
Как‑то начальник ЖКХ пожаловался мне: «Мы обучили на печника пять человек, платили им, а четверо из них, получив удостоверения, сразу уволились. А пятый — через полгода. Некому работать…»
Тот начальник умолчал, что зарплата у печника в ЖКХ мизерная. Техники — никакой. Всё вручную. При ремонтах каждый день в пыли и саже. А помыться, как кочегару в котельной, негде. Вот они и уходят в частный сектор, где условия работы лучше, а заработок в разы выше.
Казалось бы, тогда в частном секторе печников появится много. Увы! Наставника‑то у ребят не было. А самому, без опыта, выполнять многие заказы не по силам. Да и не доверяют молодым, без авторитета. Мало заказов. Вот и уходят ребята, например, в шофёры.
Следовательно, нужно менять подходы, отношение к работе с печниками.
Условия труда улучшать. Зарплату в разы поднять за особую вредность. На пенсию раньше отправлять. Другие социальные льготы дать. То есть поднять престиж профессии.
Расходы на это невелики — печников много не бывает. Тогда и начнут появляться и расти настоящие Мастера печного дела.
А хороший печник всегда будет нужен.
Вячеслав ЧИРКИН, писатель, печник с 65‑летним стажем