В Гостиных дворах открылась небольшая выставка «Государевы дороги»

Она посвящена истории дороги Архангельск — Москва, ранее известной как Московский тракт, ныне это федеральная трасса М-8 «Холмогоры»
Фото: Елена Ирха
Фото: Елена Ирха
Фото: Елена Ирха

Александра Богданова, директор Архангельского краеведческого музея, открывая выставку, сказала:

— Думаю, посетители узнают много нового о самом известном маршруте, какой есть в Архангельской области. По этой дороге отправлялись наши предки в Москву и Петербург на заработки, по ней проезжали Михайло Ломоносов и Федот Шубин, отправляясь за знаниями, по этой дороге мы совершаем путешествие по достопримечательностям области, и по ней архангелогородцы возвращаются домой. На этой выставке мы подготовили интерактивные занятия для детей и экскурсии для взрослых, приходите…

История дороги отсылает к временам Петра Первого, которому понадобилось выехать в Архангельск для строительства флота. Город — единственный на тот исторический момент морской порт Московского государства, связанный с Западной Европой. А дороги к нему от Вологды нет.

Вернее, дорога была ещё с древнейших времён — по Северной Двине. Но река, как известно, работает только летом, зимой на санях проезд опасен — торосы, промоины. И царёвы указы городскому начальству не довезёшь, и голову потерять можно. Что же делать? Строить сухопутную дорогу как важнейший проект для развития страны и региона.

Так начал рассказ о новой выставке куратор Игорь Гостев, старший научный сотрудник Архангельского краеведческого музея.

— И в 1693 году царями Петром и Иоанном был издан указ о строительстве почтового тракта от Вологды в Архангельск. С этого указа началось развитие дорожной сети в России, — утверждает Игорь Михайлович. — Вторая государева дорога в Архангельске — на Новодвинскую крепость — была построена в 1702 году за две недели, считая и несколько мостов. Ничего удивительного в этой спешке: время военное, шведы прямо наседают…

На выставке представлены дорожные карты губернии (лучшая — французская 1812 года), атрибуты гужевого транспорта (дуги, колокольчики, хомуты, подковы), фотодокументы, модели автомобилей разных лет, впервые широкому зрителю представлены учебные модели дорожной строительной техники 1920–30 годов, сделанные кустарным способом.

История дорожных знаков показана на специальном баннере, а также выставлены редкие предметы — чугунный герб конца XVIII века с границы Архангельской и Олонецкой губерний со следами от пуль и заднее колесо от грузового автомобиля 1910‑х годов, недавно найденное в Цигломени.

Помощь в подготовке выставки «Государевы дороги» оказал ООО «Мостоотряд», его генеральный директор Владислав Уткин уверен, что:

— Выставка будет интересна горожанам и туристам, история первой государственной в Архангельской области дороги полна событиями, личностями, фактами. Я надеюсь, что такая совместная выставка в краеведческом музее будет не последней.

А «Правда Севера» в 1946 году информировала своих читателей, что водитель Архангельской судоверфи Главрыбсудстроя Павел Мельничников, получивший новенький ЗИС-5 на заводе, погнал его своим ходом из Москвы в Архангельск. Дорога заняла больше недели. Главными препятствиями в пути были отсутствие или плохое состояние мостов через реки и речушки. Водитель сам чинил мосты, благо леса вокруг стояли немалые, и двигался дальше. Машина прибыла на верфь в исправном состоянии. За успешный перегон машины дирекция верфи поощрила водителя денежной премией…

(6+)

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Елена ИРХА