Мастерица из Архангельска рассказала о своём необычном увлечении

Архангелогородка Елена Легчанова превращает бумагу в мебель
Фото из архива Елены Легчановой
Фото из архива Елены Легчановой
Фото из архива Елены Легчановой
Фото из архива Елены Легчановой

Елена Легчанова шутит, что её путешествие к творчеству началось с цветочного горшка на подоконнике.

Фото из архива Елены ЛегчановойФото из архива Елены Легчановой

«Приободрить» горшок

Горшок был старым, поблёкшим и тускловатым. Абсолютно не гармонировал с бурно растущим зелёным цветком. И от этого ещё больше казался каким‑то «нерадостным».

— Мне всё время хотелось с этим горшком что‑нибудь сделать, как‑то его приободрить, — рассказывает Елена. — И вот смотрела я на него, смотрела и решила: «Попробую оплести».

Плетением до этого Елена не занималась. Начала изучать «плетёный вопрос» в интернете. Инженер по специальности, она привыкла ко всему подходить досконально, решая сложные задачи, — много лет проработала в кадастровой палате.

— Я так себе и сказала: «Лена, это всего лишь цветочный горшок! Ты справишься», — улыбается мастерица. — Тем более что к творчеству тянуло всегда. Родом я из Верхней Тоймы. Места красивые — залюбуешься. Играла в детстве на баяне, занималась в школе искусств. Там же, в школе, научилась вязать. Мне нравилось, что из обычного клубка получаются узоры, шарфы, шапки. Правда, одну и ту же шапку приходилось порой по несколько раз перевязывать, — смеётся Елена, — но вязала я с удовольствием.

Плетёные вещи, по словам Елены, ей тоже нравились. Но ассоциировались, скорее, с корзинами из ивовых прутьев, ротанга или бамбука. И когда начала вникать в процесс, то с удивлением обнаружила, что плести, оказывается, можно и из обычной бумаги. И не только горшки, корзины, а вообще всё что угодно — вплоть до дизайнерской мебели. Вот только над бумагой надо вначале «поколдовать» — превратить в лозу, скрутить трубочки для плетения.

— Когда я увидела работы других мастеров, — говорит Елена, — вазы, короба из трубочек — меня это настолько поразило, что решила обязательно попробовать. Начала крутить трубочки из того, что было под рукой, — из офисной бумаги. Нарезала полоски, взяла вязальную спицу… Сворачиваться трубочки не спешили. Крутились тяжеловато. Но мне так хотелось дойти до всего самой. Стала искать, просматривать мастер-классы — детально, по полочкам, разбирать способы скрутки.

Так, по словам Елены, она узнала один из первых секретов бумажной лозы — плотность.

Трубочки из «Правды Севера»

— Я поняла, что бумага для плетения должна быть более «лёгкая», — поясняет Елена. — Примерно как газетная. Дома у меня лежало несколько номеров «Правды Севера». Попробовала крутить — очень подходит! Сворачивались трубочки из «Правды Севера» намного быстрее. Брала я для скручивания не всю газету, а только края, где белая полоса, — уточняет Елена, — отрезала в ширину семь сантиметров. Постепенно приноровилась регулировать и угол скрутки. Например, если спицу положить под углом сорок пять градусов, то скрутка будет большая — трубочка короткая. Чем меньше уголок, тем качественнее трубочка. В итоге накрутить таким способом можно не одну вязанку «хвороста».

— А что с цветочным горшком? Вы его сделали «счастливее»? Оплели? — спрашиваю мастерицу.

— Конечно! Горшок преобразился и до сих пор меня радует. Вот такая стопка газет на плетение ушла, — Елена показывает в воздухе пачку внушительного размера. — Но сейчас из газет, — признаётся, — уже не плету. Использую специальную потребительскую бумагу.

Заготовка «хвороста» — лишь первый этап. Трубочки важно правильно обработать — превратить в гибкие прутья. И это, по словам Елены, самая трудоёмкая часть.

«Секретные» технологии

— Вначале мы трубочки красим, — поясняет Елена. — Тут всё от фантазии зависит. Колеров столько — глаза разбегаются! Можно добиться любого оттенка. Но у каждого мастера, конечно, свои секреты. Я, например, добавляю в воду колер и чуть‑чуть акриловой краски для радиаторов. Если нужен цвет «под дерево» — беру водную морилку. Для сушки трубочек использую обычную сушилку для белья — раскладываю, ворошу, чтобы быстрее проветривались. Сохнут трубочки примерно сутки. А дальше следующий шаг — усиливаем прочность.

Можно использовать акриловый лак наполовину с водой. Подойдёт для прочности и специальная пропитка для древесины. Взяли пучок трубочек — покрыли, просушили — второй слой нанесли, — делится Елена технологией. — Опять просушили. И так три слоя. На самом деле, — улыбается, — это, может, звучит сложновато, но на деле просто. Справится любой.

Трубочки, по словам мастерицы, от такой обработки становятся дубовыми. Стучат, как барабанные палочки. Но это ещё не всё.

— Их надо увлажнить, чтобы придать эластичность, — рассказывает Елена. — Окунаем в таз с водой буквально на десять секунд. После купания — на полотенце. Подсыхая, они становится как кожаные — можно завязывать узелок. Плести из такой лозы — одно удовольствие. Но даже если сразу не получилось, если трещинки выступили — отчаиваться не надо. Это настолько индивидуальное творчество…

Вспоминает, как в самом начале, когда только-только научилась плести, решила сделать подарок маме — корзинку своими руками.

— Приехала я в деревню и начала с энтузиазмом трубочки крутить, — рассказывает Елена. — Накрасила ярким цветом — для настроения. И всё вроде хорошо, всё правильно делала. А села плести — сопротивляются. Трескаются да вываливаются. Расстроилась, распереживалась… Забросила. Потом думаю: «Ну как же так? Это же для мамы!» День походила — успокоилась. И опять плести села, а трубочки‑то мои поддаются, «дозрели»! И такая удачная корзинка вышла — загляденье.

Готовое изделие, по словам мастерицы, надо обязательно загрунтовать.

— Для финишного покрытия я обычно выбираю полуматовый лак, — уточняет Елена. — Получается эффект — настоящее дерево. Не только красиво, но и прочно. Можно под струёй воды мыть — влаги такие вещи абсолютно не боятся.

За пять лет, что Елена занимается плетением, она сделала, наверное, сотни подносов, корзин, коробов. И даже торшеры плела. Многое просто дарила, что‑то плела под заказ. Но признаётся, что так до сих пор и не наплелась.

«Крутишь-вертишь, любуешься…»

— Руки уже настолько привыкли крутить, плести… Я без этого не могу, — говорит Елена. — У меня за пять лет только один перерыв и был — несколько месяцев не плела. Столько дел навалилось — дача, строительство дома, грядки. Физически не успевала. Ну, думаю: всё — выгорела, остыла… А потом будто что‑то всколыхнулось внутри — «рубаха задрожала». И так захотелось плести… Больше с трубочками не расставалась. Могу с вечера сесть и до полуночи, до двух ночи — не замечаю, как время летит! А когда вещь готова — удовольствие словами не передать. Крутишь, вертишь, любуешься — душа поёт. Мне и декорировать очень нравится. Шью чехлы в корзинки — ленты ажурные подбираю, бантики, кожаные ремешки…

— И сколько дней уходит на плетение корзинки?

— На плетение не так много. Больше — на подготовку, — поясняет мастерица. — Вот недавно к Пасхе заказали мне двадцать корзинок — маленьких «курочек». Я скрутила 1800 трубочек. Столько было работы… А корзинку с узорами, высотой тридцать шесть сантиметров, сплела за два дня. Конечно, если что‑то маленькое — ваза, шкатулка под мелочь — пара часов, и готово. Подставка под горячее, тарелка-«листик» — двадцать минут.

— Любимая вещь из тех, что уже сплетены, у вас какая?

— Так, наверное, сложно выделить, — теряется Елена. — Все сделаны с душой. Например, нравится мне короб, в котором на даче храню полотенца. Хотя с виду совершенно простой, но… Это как вещь, которая на своём месте. Сплела и думаешь: «Как же раньше я без этого обходилась?» Но даже старые корзинки, на которых когда‑то училась плести, — они все при деле. Муж складывает свои инструменты. Так и говорит: «Это под мои гвоздики!»

— Елена, а «плетёная» мечта у вас есть?

— Мечтаю журнальный столик сплести, тумбочку прикроватную, комод… — перечисляет мастерица. — На самом деле идей много! Да и само плетение — оно ведь разное. Совершенствоваться можно бесконечно — горизонт открыт. Мне бы только ещё времени чуть побольше. А так… Недавно вот дверь на кухню сплела…

Кошкин дом

По словам Елены, плетение не только успокаивает, приводит в порядок мысли и повышает настроение, но ещё и обстановку в доме умиротворяет. У плетёных вещей энергетика тёплая — уютная.

— У нас дома две кошки — Милка и Леся, — рассказывает Елена, — и так вышло, что к творчеству моему они обе неравнодушны. У Леси, например, есть своя любимая когтеточка плетёная. А Милка выбрала плетёный поднос.

Я сплела его одним из первых. Изначально делала для продажи, — поясняет Елена. — Но продать не успела — Милка решила, что будет в нём спать. Правда, сейчас поднос ей уже маловат — она выросла раза в два за это время. Но по‑прежнему упорно в поднос залезает. Сворачивается клубком, смешно подтягивает лапы. Всё собираюсь для кошек дом сплести, чтобы уж полная гармония была.

Любовью к плетению Елена «заразила» и своих двух дочерей. Старшая Лера в этом году оканчивает гимназию и уже сама преподаёт — ведёт мастер-классы для начинающих рукодельниц.

— Лере больше нравится сумки плести, вязать из джута, шнура, из трикотажной ткани, — рассказывает Елена. — Младшей дочке пока девять лет. К рукоделию только присматривается. Любит рядышком со мной сидеть, когда я трубочки кручу. Так, под трубочки, и уроки делаем, и книжки вслух читаем.

Уметь замедляться

Елена говорит, что через свои «плетёные узоры» она на многое начала смотреть по‑другому.

— Я научилась замедляться. Стала замечать детали, приятные мелочи. Появилось больше ярких эмоций, больше света. Я рада, что решилась поменять свою жизнь — собираюсь сейчас открыть собственную мастерскую, — делится Елена планами.

— То есть свой рецепт счастья вы нашли?

— Наверное, я просто нашла себя. Нашла дело, которое люблю. И мне хочется делиться тем, что умею — делиться радостью…

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Наталья ПАРАХНЕВИЧ