На этот раз он посвящен семье и образованию. О том, как шла подготовка доклада и какие сюрпризы он содержит, «Правде Севера» рассказал председатель Общественной палаты Юрий Сердюк.
Стоит напомнить, что для текущего состава Общественной палаты Архангельской области это уже пятый по счету доклад. Впервые подобный документ был подготовлен в далеком уже 2014 году. А начиная с 2019 года подобные доклады стали ежегодными.
Темы докладов каждый год разные. В этом году общественники посвятили его семье. Причем, с выбором темы определились еще до Указа Президента, которым 2024 год был объявлен Годом Семьи.
Так почему все-таки именно эта тема привлекла внимание Общественной палаты Архангельской области?
— Давайте так. Наш доклад — это ведь не
отчет о работе палаты, это своеобразный
ежегодный срез состояния и развития
институтов гражданского общества в
регионе. А что такое институты? Есть
люди, граждане, которые объединены
какими-то интересами, какими-то взглядами
и на этой почве создают общественные
организации, клубы, землячества. — говорит
Юрий Сердюк. — Но вот вопрос: а семья —
это институт гражданского общества? В
советское время было принят говорить,
что семья — ячейка общества.
Но и сейчас, регулярно общаясь с представителями самых разных организаций, пришли к выводу: семья — это основа основ. Это то, из чего вырастают общественные организации, движения. Все начинается с семьи.
В итоге, мы попросили региональный Центр изучения общественного мнения посмотреть, что северяне думают на этот счет.
В итоге, почти 70 процентов опрошенных считают, что именно семья формирует личность и развивает в человеке в дальнейшем и культуру, и политические взгляды, и взгляды на профессию, на образование. Собственно, наши мысли нашли подтверждение.
Так что оставить это без внимания мы не могли. И погрузились в работу.
— Юрий Иванович, как происходит
подготовка доклада?
— Если говорить именно о процедуре, прописанной в областном законе, то формально это выглядит так: Общественная палата формирует рабочую группу по подготовке доклада. В нее могут входит как члены палаты, так и сторонние эксперты. Привлекаем к работе и Центр изучения общественного мнения, формирует для них темы опроса.
И уже затем, на основе результатов опроса общественного мнения, формируется и сам текст доклада — общая картина, на основе которой, опять же, каждый волен делать свои выводы.
— А можно уже сейчас поделиться
— что вас сильнее всего удивило или
поразило при работе над докладом?
— Пожалуй, сильнее всего удивили и порадовало, кстати, отношение молодежи к своей малой родине. Мы вроде бы очень часто слышим, что люди уезжают из Архангельской области. Дескать, жить здесь сложно и трудно. Да, с климатом не поспоришь: Поморье — не Краснодарский край.
Но. Как показал опрос, 70 процентов молодых людей хотят остаться в области и связать свою судьбу с регионом. А 80 процентов, преимущественно, сельская молодёжь, говорят, что хотят оставаться там, где родились — чтобы жить и работать, развивать свою территорию, свой край, свой район, свою деревню.
- Неожиданно.
— Возможно. Но замечу, что процент людей, которые связывают свою жизнь с Архангельской области, вырос по сравнению с 2021 годом, когда проводилось похожее исследование.
Понятно, что есть и люди, не связывающие свое будущее с Поморьем. И одни достаточно четко свою позицию обосновывают, объясняют причины: безработица, высокие цены на жилье и климат. И, к сожалению, среди них тоже достаточно большое количество молодежи и школьников.
— В тексте доклада достаточно много внимание уделяется молодежи. С чем это связано?
— Это отражение системной работы Общественной палаты. Работа по изучению проблем молодежи, участие в их решении всегда было частью деятельности палаты. Достаточно посмотреть наши предыдущие доклады, чтобы в этом убедиться.
И мы ведь не одиноки в этом. Посмотрите — работает Молодежное правительство Архангельской области, при областном Собрания создан Молодежный парламент.
Думаю, это правильно — ведь именно молодежь придет нам на смену. И это, кстати, не громкие слова, а простая констатация факта.
Отрадно другое — теперь и сама молодежь отмечает, как много в Поморье делается для того, чтобы предоставить молодым различные площадки для развития, для продвижения идей, предложений, инициатив. Которые, кстати говоря, затем находят свое отражение в нормативных актах, в правительственных решениях.
— Юрий Иванович, если немного отойти от доклада и попытаться оценить само развитие гражданского общества в регионе за последние годы. Насколько сильно изменилась ситуация?
— Думаю, это уже достаточно очевидно — гражданское общество меняется. И оно будет меняться и дальше, это естественный процесс. Меняться, в том числе, и под влиянием внешних обстоятельств. И эти изменения мы наблюдаем буквально «здесь и сейчас». На наших глазах.
Если говорить более конкретно — мы видим, как специальная военная операция стала определенным объединяющим началом для многих людей. Различные общественные инициативы, направленные на поддержку наших бойцов, проявляются повсеместно. Люди собираются вместе и делают те же маскировочные сети или окопные свечи — по собственной инициативе, не по распоряжению сверху. Мне кажется, что это одно из свидетельств зрелости нашего гражданского общества. Люди встрепенулись, откликнулись — и душой, и сердцем, и делом. Вот что важно.
— Специальная военная операция стала и определенной «лакмусовой бумажкой». Есть определенная группа людей, которые не приняли эти события, выбрали для себя эмиграцию, покинули Россию. Но это ведь тоже достаточно активные люди. Проживем мы без них?
— Конечно, проживём. Честно говоря, не заметил, что мы что-то особо потеряли. Возможно, нужно время, чтобы это заметить.
С другой стороны, сложно представить, как это — взять и уехать из страны, в которой ты родился, прожил, получил образование, с которой связана твоя судьба… Взять все и бросить, начинать «с нуля» в абсолютно чужом месте? Не уверен, что это правильный выбор.
Хотя давайте говорить откровенно: наша страна уже проходила через подобные вещи. Достаточно вспомнить эмиграцию после Октябрьской революции, после Гражданской войны.
И уезжали, и возвращались — через какое-то время. Пусть и не все. Все-таки родина есть родина. С возрастом это будет более ярко проявляться.
— И все же, вы сейчас говорите о людях. А как же институты гражданского общества?
— Я твердо убежден, что институты гражданского общества — это прежде всего люди. Социально ориентированные НКО, ТОС — это именно активные северяне, активные граждане.
То есть люди, которые принимают активное участие в развитии своей территории. С одной стороны, проявляют заботу о своей малой Родине, с другой — именно через свою деятельность, свою работу показывают гражданскую позицию.
Кстати говоря, может, поэтому и уезжать не хотят — за пределы Поморья, за пределы России — потому что вложились в свою деревню, поселок, город. Вложились не деньгами, а работой, душой, если хотите. Пусть это и громко прозвучит.
От власти, от государства в данном случае требуется поддержка. И не всегда, кстати, финансовая. Хотя и она важна. Но не менее важна и поддержка организационная и идеологическая. Что сейчас и происходит.
— Давайте от институтов гражданского общества перейдем к оценке работы самой Общественной палаты. Тем более, год был ярким, насыщенным многими событиями.
— Как известно, нет предела совершенству. Это относится и к нашей работе. Да, прошлый год и начало нынешнего выдались насыщенными. Но я бы обратил внимание на один аспект — взаимодействие с общественными советами муниципальных образований, с общественными советами в органах исполнительной власти.
На сегодня у нас 18 общественных советов при органах исполнительной власти. У всех по-разному выстроена работа, поэтому хотелось бы усиления координации, чтобы мы понимали единообразие задач, стоящих перед общественниками.
Ведь проекту решения, прошедший через «фильтр» общественного совета — неважно, при министерства или при местной администрации — будет проще получить моральную поддержку и одобрение со стороны населения. И, соответственно, тем активнее будет идти его реализация.
Думаю, будем усиливать и такое направление, как общественный контроль, особенно в части реализации национальных проектов и проекта «Комфортное Поморье».
— Форумы «Консолидация» давно стали своеобразной визитной карточкой Общественной палаты Архангельской области. Будет ли эта практика продолжена?
— Да, мы планируем провести очередной форум в июне этого года. И думаем, что он будут выездным — в Новодвинске. В городе бумажников в последнее время наметилось множество позитивных тенденций. Хотелось бы на практике с этим познакомиться, может быть, даже понять, каким образом удалось этого добиться. И, конечно, дать возможность коллегам из других муниципалитетов посмотреть, каким образом эти решения у себя применить.
— Юрий Иванович, насколько я понимаю, 2024 год — последний год работы Общественной палаты текущего созыва.
— Да, уже осенью начнется процедура формирования нового состава Общественный палаты Архангельской области. И уже в первой декаде декабря должно состояться первое заседание нового созыва Общественной палаты Архангельской области.
— Не могу удержаться от вопроса — а для себя уже что-то решили? Продолжите работу в палате?
— Давайте, я отвечу так: цыплят по осени считают. Не торопитесь, все узнаете в свое время.